Пенсионная копейка православный рубль бережёт
Есть в нашей стране такой банк – Россельхозбанк (РСХБ). Ну, помните рекламу на телеканалах: счастливые старики на даче, молодожёны, берущие кредит на покупку машины (при чём тут РСХБ? Машина-то – зелёная). В общем, банк довольно авторитетный, входит в десятку крупнейших банков страны. Все 100% акций РСХБ принадлежат Росимуществу, то есть, государству. Обобщая, можно сказать, что и правительству, поскольку Росимущество находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
Эффективность работы нашего правительства можно оценить окинув взглядом окружающую нас действительность. В общем, худо-бедно, но по итогам 2015 года убытки Россельхозбанка составили 69,2 миллиарда рублей. Это — итоги деятельности банка по РСБУ. По МСФО же убытки составили 94,2 миллиардов, что вдвое превысило тот же показатель 2014 года, и в полтора раза – показатель 2015-го по РСБУ.
В чём разница между МСФО и РСБУ? МСФО – международная система финансовой отчётности, РСБУ — Российские стандарты бухгалтерского учёта. РСБУ – исключительно для внутреннего употребления, для отчёта перед государством. МСФО – для всего остального мира и предназначена для инвесторов, то есть даёт более реальную картину. Теперь понимаете, откуда берётся лукавая цифирь Роскомстата? Есть отчётность объективная, о которой мы не знаем, а есть – для употребления внутрь населением исключительно нашей страны. Думается, что те цифры, что выдаёт нам Роскомстат при описании убытков, инфляции, безработицы и прочих потерь, можно смело умножать в 1,5-2 раза. Как и в случае с РСБУ и МСФО.
Но, тем не менее, Россельхозбанк относится к числу банков высокой степени надёжности, поскольку на 1 мая 2016 года его активы составили 2,66 триллиона рублей.
Однако продолжим окунаться в банковский омут. Чтобы не утонуть в глубинах специфичных финансовых и банковских терминов, постараемся излагать простым человеческим языком. Так вот. Существует на просторах России банк «Пересвет», входящий в число 50 крупнейших банков с активами 188,4 миллиарда рублей (данные на ту же дату — 1 мая 2016 года).
И вот, по сердечному согласию с «Пересветом», Россельхозбанку предстоит привлечь средства путём выпуска десятилетних структурных облигаций. Вообще-то эти средства нужны «Пересвету» для дальнейших инвестиций. Но банк Пересвет» имеет кредитный рейтинг В+, а Россельхозбанк – ВВ+, что более надёжно для инвесторов, купивших облигации для вкладывания денег. Банк с более низким рейтингом такие длинные деньги просто не сможет привлечь. Да и проценты по облигациям банк, имеющий такой рейтинг, как у «Пересвета», будет вынужден выплачивать существенно выше.
И вот, в интересах этого, с более низким рейтингом банка, Россельхозбанк готов рискнуть своим добрым именем и, возможно, частью своих активов, разделяя риски в пропорции с «Пересветом» 50 на 50. Казалось бы, о чём тут говорить? Но, напомню, что Россельхозбанк, по сути, банк государственный и без указания этого государства на такой риск не пошёл бы.
Но, как пел Высоцкий в фильме «Опасные гастроли», «Из подробностей пикантных две…». Первая пикантность состоит в том, что Россельхозбанк при явном лоббировании государства для покупки своих облигаций (а мы помним, в чьих интересах они эмитируются) хочет привлечь средства пенсионных фондов! Правда, негосударственных ПФ, в которых хранятся средства накопительная часть пенсий пенсионеров будущих. Но, правда ведь, несправедливо: накопительную часть государственных пенсий изъяли, а эти-то, чем лучше? Вот в дело и пойдут эти денежки. А в случае чего, так же, как и государственным пенсионерам скажут: «Ну, ошиблись. Ну, не получилось».
А вторая пикантность чуть-чуть более пикантна, в ней много елея. Главным акционером банка «Пересвет» является Русская православная церковь. Коль скоро, Россельхозбанку дана команда принять под обеспечение своей эмиссии облигации банка РПЦ, то так тому и быть. О надёжности православного банка рассуждать не будем, грешно это.
Правда, с репутацией у «Пересвета» как-то всё не очень гладко. Дочерняя компания «Роснано» — «Фонд Роснано Капитал С. А.» — обвинила ЗАО УК «Сберинвест» и банк «Пересвет, в незаконном переводе 90 млн долларов со счетов фонда, сообщает РБК. Соответствующий иск подан в окружной суд Никосии (Кипр). Счета обеих организаций были открыты в «Пересвете». И служащие банка, не проверив корректность перевода, взяли, да и исполнили его. Как считаете, такому банку можно доверять на все 100%? Что интересно, в пресс-службе банка «Пересвет» на неоднократные запросы представителей прессы не ответили, а сотрудники пресс-службы в телефонном разговоре от комментариев отказались. А что тут скажешь, если всё в руке Божьей?
И, кстати, не мешало бы заодно вспомнить, что ранее ЦБ РФ уже отозвал лицензию у другого банка, связанного с РПЦ. В московском «Эргобанке» обслуживалась 61 организация РПЦ. Позднее сообщалось, что председатель правления «Эргобанка» до отзыва лицензии успел незаконно получить в кассе 780 миллионов рублей наличными. Таки ввёл Господь во искушение.
Ещё в 2014 году глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества (теперь уже бывший) Всеволод Чаплин предложил подумать над созданием системы православного банкинга. На встрече с клубом «Русский предприниматель» протоиерей призвал подумать над тем, можно ли создать «систему, которая была бы основана на этических правилах» и «закрутить мировую экономику по нашим собственным правилам».
Не знаю, как именно собираются деятели РПЦ закручивать мировую экономику по православным правилам, но знаю другое: во все времена участие церкви в банковском бизнесе считалось делом не совсем благовидным. Сегодня же Русская православная церковь напрямую связана с рядом коммерческих банков, причём эта сторона жизни РПЦ широкой публике совершенно неизвестна. Оно и понятно — деньги любят тишину, а церковные деньги и подавно.
Источники: rbc.ru, thedifference.ru, ryb.ru, newsru.com, gl5.ru, polit.ru, banki.ru. Картинка: kievphoto.ucoz.ru.