Проекты, прожекты — и несть им числа
Вице-премьер РФ Ольга Голодец в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи рассказала о влиянии организации школьного пространства на развитие индивидуальности ребенка и отметила, что пришло время отказаться от прямоугольных классов.
Вот! Наконец нам всем раскрыли глаза: да-да, сегодняшние проблемы школьного образования упираются именно в конфигурацию помещений. А еще в стоящего у доски бедолагу-учителя! Вернее, учительницу, поскольку мужской пол в школе – зверь настолько редкий, что по нему давно плачет Красная книга и за честь разместить его фото на стенде борются все музеи.
А почему, собственно? Что так обеспокоило вице-премьера в традиционном расположении доски, учительского стола и парт? Оказывается, Голодец переживает за проектный метод работы на уроке. Кто не в курсе этого величайшего изобретения современной дидактики, может представить себе горластых чаек на птичьем базаре. Примерно так выглядит класс, если несколько групп учащихся в полный голос что-то обсуждают.
И неважно, какой формы он будет – прямоугольной или квадратной, как предлагает «новатор» школьного обучения. Да пусть даже треугольной, круглой или элипсообразной – знаний это учащимся не прибавит. И сколько ни бегай Анна Ивановна от команды к команде, ни Архимед, ни Ломоносов, ни паче чаяния Эйнштейн в головах «проектантов» не проклюнутся, если в них той же Анной Ивановной не были заложены базовые знания. Причем многолетним трудом, тщательной работой со всеми вместе и с каждым в отдельности.
Только тогда бессмысленный галдеж можно превратить в некое подобие обсуждения. Пара-тройка самых активных будут добросовестно что-то делать, а несколько лентяев просто порадуются внезапно подвалившей «халяве». Потом домашние заготовки, добытые нелегким трудом с помощью нажатия пары кнопок из интернета, в меру сил и таланта компонуют в так называемый проект или, того хлеще, в презентацию.
Времени на это бывает убухана прорва, весь урок, а то и два, идет имитация бурной деятельности, ничего общего с получением знаний или обучением работе в команде не имеющая. И «это абсолютно новое направление в системе образования» является таковым лишь в представлении Ольги Голодец. На самом же деле оно существовало со второй половины XIX века в американских сельскохозяйственных школах, а в российских – с 1905 года. Да и современным учителям эти методы известны не понаслышке и время от времени применяются. Особенно, когда надо пыль в глаза пустить.
Что же касается инноваций вице-премьера по поводу квадратных классных комнат, то сие прожектерство явно бессмысленно. Не зря же нам дедушка Крылов намертво в головы вбил: «А вы, друзья, как ни садитесь…» — надеюсь, продолжать не надо?
Источник: tass.ru , картинки: inschool.ru , fzmth5.3dn.ru.