Рисунок чем?
За попытку поджечь центральный вход в здание ФСБ на Лубянке в Москве задержан эпатажный художник Пётр Павленский. По словам жены художника, поджог был художественной акцией. Павленский приехал на место действия с канистрой бензина, облил дверь подъезда и поджёг е. Скрыться с места перформанса он не пытался. Сам художник, объясняя свой поступок, говорил: «Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 000 000 человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел».
Несколько непонятно и нелогично, но он – художник. Он так видит. Ну, а что, вот такое у истинного художника видение форм протеста. Правда, мы как-то привыкли к тому, что художники выражают свой протест против чего-либо в более привычной форме, изобразительной. Ну, бунтарский дух Врубеля, да, хотя бы и тот же «Чёрный квадрат» Малевича. Но, опять же, Павленский – художник, он так видит. Дело только в том, что художественные произведения автора широко известны только в очень узких кругах.
Ранними работами художника были фотографии и коллажи. Ну, например, проект «Картография» оформлен в виде фотографий рубцов на голых человеческих телах, и был направлен на борьбу с насилием. Шрамы в виде крестов общество восприняло как оскорбление веры, и картины попросили изъять из выставки или сменить их на другие. Другие произведения данного автора носят примерно такую же информативность. В День Победы 2012 года на выставке Павленский ознакомил всех присутствующих с серией, главой которой был вымышленный герой протодиакон – символ анархизма и противоречивости информационной политики церкви. Художник-пропагандист показывал, как церковь лезет не в своё дело.
Отношение художника к церкви, к религии в целом, или к другим явлениям в обществе – личное дело самого художника. И неважно, в какой форме изобразительного искусства представлены его взгляды. Подчеркну – изобразительного! Однако Павленскому институциональное искусство скоро надоело. Он решил стать художником-акционистом. И тут пришла слава!
Взять, хотя бы его нашумевшую акцию «Шов» в поддержку Pussy Riot. Художник зашил себе рот. Пётр пришёл в центр города с зашитым ртом, в руках у него был плакат с надписью: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа». И правда, девчонок совершенно напрасно судили за хулиганство, да ещё и во время судебных заседаний упоминали постановления вселенских соборов. По справедливости, их нужно было не судить, а объявить художницами-акционистками. Зря они провели подготовку акции втихомолку. Нужно было заранее пригласить кучу журналистов, лучше, конечно, западных. И никто бы их не обвинял в кощунстве. Акция! А до этого была акция в Зоологическом музее. Не будучи ханжой, тем не менее, не решаюсь выставить на всеобщее обозрение снимки с этой акции. (Любители «клубнички» пусть посмотрят самостоятельно). Акция! Если уж нет таланта держать в руках кисть, карандаш или резец скульптора, приходится использовать другие доступные и всегда готовые к работе органы. Вот уж, воистину, чего бог не дал – в аптеке не купишь!
А чего стоит прибивание Павленским собственной мошонки к мостовой Красной площади?! Естественно, совершенно голым. Акция! Оригинально ведь? Но главное – громко, на весь мир! Правда, до художника это же проделывали тысячи безвестных уголовников, отбывающих наказание. Но это было — из нежелания работать, поскольку вор работать не может. Прибивались к верстакам, табуретам, да к чему угодно. Но главное – не было при этом на весь мир объявлено, что это – акция. И не было при этом толп журналистов с камерами. Кстати, рты в местах, не столь отдалённых, зашивались спокон веку и посейчас.
Продолжим? А давайте. Вот кто что знает о художнике Винсенте Ван Гоге? Ну, был такой. Ну, картины его стоят баснословные деньги. Ну, отрезал он себе ухо. Но ведь отрезал-то как? Совершенно приватно, дома, перед зеркалом. Да ещё и будучи совершенно официально признанным умалишённым. Чего бы стоило зайти в редакцию какой-нибудь газеты, пригласить на акцию журналистов и провозгласить громкий протест. Неважно, против чего, главное – громкий. И готово! Не было бы слухов: из-за чего отрезал, чем отрезал, целое или половинку…
Пётр Павленский – другое дело. Настоящий художник точно знает, что, когда, чем, сколько и для чего. И ещё – в каком виде. Лучше, конечно, голым. 19 октября, сидя обнажённым на заборе института психиатрии им. Сербского в столице, ножом отрезал себе мочку правого уха. Полиция спустила петербуржца на землю, после чего отправила в Боткинскую больницу. Художник-акционист, согласно его заявлению, провёл акцию в качестве протеста против использования психиатрии в политических целях. Вот эта акция вызывает некоторые сомнения. Если бы всё обстояло именно так, я имею в виду использование психиатрии в политических целях, то художник-бунтарь после своей «инсталляции» попал бы не в Боткинскую больницу, а по другую сторону забора. Акция называлась «Отделение».
Ещё одна акция с символичным названием «Туша» состоялась ещё до «Отделения» и проводилась в Санкт-Петербурге. Художник хотел продемонстрировать своё несогласие с репрессивной политикой властей, которая, по его мнению, существует в России. Ассистенты художника завернули Павленского в колючую проволоку, после чего принесли его к входу в Мариинский дворец, где располагается петербургский парламент. Освобождать Петра пришлось сотрудникам полиции. Они разрезали проволоку садовыми ножницами. После этого израненного художника завели в здание Законодательного собрания. Сам Павленский позднее пояснил, что акцию задумал после череды законов, направленных против людей. «Человеческое тело голое, как туша, на нём ничего нет, вокруг него проволока, изобретённая для охраны домашнего скота. Эти законы, как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах».
Однако вернёмся к последней акции художника, поджогу дверей ФСБ. Да, акция достаточно нашумевшая. Несколько странновато, что Павленский проводил её не обнажённым. Да, конечно же, не май, и, тем более, не июль. Но ведь у огня-то не так холодно, можно было как-то и согреться. Почему-то вспоминается ещё один огненный акционист, сохранившийся в памяти потомков. Конечно, я далёк от мысли сравнивать здание ФСБ с храмом Артемиды в далёком Эфесе. Но смысл-то акции тот же – остаться в памяти потомков. И ведь остался! Геростратом его звали.
Прогрессивная российская общественность в восторге от смелости и символизма акции художника-акциониста. Вот что сказал известный галерист Марат Гельман: «Фигура Павленского у охваченной пламенем двери ФСБ — очень важный для нынешней России символ, и политический, и художественный».
А вот это – Виктор Шендерович: «В многочисленных комментариях акции Павленского в Сети доминирует мнение, что его надо лечить. Пишут это психически крепкие россияне, легко пережившие бомбёжки Грозного, Норд-ОСТ, Беслан и прочие массовые смертоубийства своих сограждан, — как их отцы и деды, не приходя в сознание, легко пережили массовые смертоубийства ГУЛАГа, Катынь, Будапешт, Берлин, Прагу, «афган»… Как много вокруг психически здоровых людей. Слава Петру Павленскому».
И вот тут, возможно, по некоторым признакам похожести, припоминается ещё один случай. На здании правозащитного общества «Мемориал» кто-то написал «Иностранный агент. Люблю USA». После чего руководитель «Мемориала» Олег Орлов подал заявление в полицию с просьбой возбудить уголовное дело по статье о вандализме. Эта история развития не получила. Но реакция была совершенно однозначной — «вандалы атаковали «Мемориал». Странновато как-то. В одном случае – «вандализм». В другом, похожем, но более опасном – «художественный символ».
И, кстати, современная икона российской демократической общественности, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева прокомментировала героизм Павленского несколько иначе: «Зачем поджигать двери? Это не дело. Если это перформанс, то это идиотский перформанс. Представляете, начался бы пожар, а внутри люди, они не смогли бы выйти, у них семьи и дети. Если бы люди сгорели, это как? Сначала всё-таки его — к медикам. Нормальному человеку такой перформанс в голову не придёт».
И в заключение, уважаемый наш читатель (читательница), несколько парадоксальный вопрос: почему большинство людей утиным яйцам предпочитают куриные? Вспомните, что делает утка после того, как снесёт яйцо? Молчит. А курица? Орёт, как заполошная. Поэтому все едят именно куриные яйца. Реклама – двигатель торговли.
Художник творит молча. Художник-акционист орёт о своих акциях на весь мир. Повторюсь: чего бог не дал – в аптеке не купишь!
Источники: vesti.ru, newsru.com, fb.ru, rushist.com, spb.aif.ru, ru.wikipedia.org, pravda.ru. Картинка: polytika.ru.