Русская аквакультура бизнеса

aquaculture118 февраля группа компаний «Русское море» — крупнейший в стране импортёр рыбы и морепродуктов — объявила о смене названия на новое, звучное и загадочное: публичное акционерное общество «Русская аквакультура».

Формальным поводом к ренеймингу стала необходимость отделения группы от бренда «Русское море», проданного белорусской компании «Санта Бремор» в начале 2013 года: «После продажи бизнеса часто возникала путаница и неразбериха, — сообщил директор группы Д. Дангауэр, — сложно было объяснить, что к продукции … с синим логотипом «Русское море» мы больше не имеем никакого отношения».

Однако в релизе говорится и о том, что смена названия отражает смену стратегии группы, которая переориентируется на производственную деятельность, а точнее — на товарное выращивание форели и лосося, которое и именуется гордой калькой с английского «аквакультура». Именно эта сфера деятельности в 2014 году (по данным отчётности за 3 квартала) обеспечила группе рост выручки до 13 с лишним млрд рублей, рентабельность группы в сегменте аквакультуры составила 23,4%: для сравнения, операционная EBITDA в сегменте дистрибуции за тот же период составила скромные 3,4%. Впрочем, и до успешного санкционного года дела у группы шли неплохо, особенно после заключения в 2013 году контрактов на поставку рыбы для российской армии.

В течение дня после запрета на ввоз в Россию норвежской рыбы акции «Русского моря» взлетели на 40%, а уже 9 августа СМИ сообщили о том, что группа в два раза повысила отпускную цену на лосось. 12 августа ФАС предписала компании дать обоснование повышению цен, после чего «Русское море» совершило экстренное погружение и на полгода исчезло с эхолотов российской прессы, чтобы триумфально всплыть уже «Аквакультурой». В то время как компания рапортует о почти 25% доходности своего бизнеса по выращиванию рыбы и сообщает о желании сосредоточиться на этой, внезапно ставшей столь привлекательной сфере деятельности, многочисленные журналистские расследования, обличающие рост цен на магазинных полках, неизменно обходят красную рыбу стороной, словно и нет их вовсе, этих маленьких грустных отечественных стейков и медальонов непривычного цвета и по непривычной цене — от 1000 рублей за кг, при розничной цене норвежской рыбы до введения эмбарго в районе 500—600.

Жаль, ведь «Русское море» — небезынтересный для исследователей глубин российского бизнеса акваобъект. Совладельцем публичного акционерного общества «Русская аквакультура» является некто Глеб Франк, летом 2014 года закрывший сделку о приобретении 30% акций группы у прежнего совладельца, Геннадия Тимченко. Вторым бенефициаром крупнейшего отечественного импортёра и производителя рыбы является некто Максим Воробьёв. Господин Воробьёв из «Русской аквакультуры» является родным братом господина Воробьёва — губернатора Московской области — и сыном близкого друга министра обороны С. Шойгу сенатора Ю. Воробьёва. Господин Франк приходится сыном директору госкомпании «Совкомфлот» Сергею Франку и зятем — уже упомянутому господину Тимченко.

aquaculture2Рекламной индустрии доводилось наблюдать много удачных примеров ренейминга и ребрендинга, но этот по праву заслуживает места в учебниках. Неизвестному в широких кругах мастеру слова удалось найти то особенное, ёмкое сочетание, которое удивительным образом даёт ответы сразу на все вопросы, которые могли бы возникнуть у потребителей, заинтересуйся они прошлым и настоящим успешной российской корпорации.

Почему отечественный лосось в одночасье стал вдвое дороже импортного аналога, с которым прежде успешно конкурировал по цене?

Почему ни премьер Медведев, ни славный навыками ручного управления президент Путин не пытаются повлиять на крупнейшего в стране поставщика рыбы и добиться корректировки цен на социально значимый продукт?

Почему, собственно, введённое Россией эмбарго вообще затронуло норвежскую продукцию, при том, что на тот момент Норвегия не присоединилась к июльским санкциям Евросоюза?

Потому что такова русская аквакультура бизнеса.

Источники: top.rbc.rurusbonds.rukommersant.ruru.wikipedia.org. Изображения: http://comuedu.ru, www.envirowarrior.com