Штраф за нищету
Мосгордума приняла решение штрафовать попрошаек в московском метро. Наказание составит от 2,5 до 5 тысяч рублей. Соответствующую поправку внесли в городской кодекс об административных правонарушениях. Инициатором изменений стало УВД на Московском метрополитене. Штрафовать будут за попрошайничество не только в самой подземке, но и рядом со станциями метрополитена.
Инициатива, на первый взгляд, кажется странноватой и, вообще, неосуществимой. Как можно взимать штраф у неимущего? И найдётся ли у бедняка сразу несколько тысяч? Может, у него и мелких-то денег нет, а крупных — в помине не водилось. И что тогда? Насильно «вытряхивать» из нищего весь его «заработок» и требовать расписки за уплату штрафа? Отнимать имущество или отправлять на принудительные работы? По словам депутата Александра Семенникова, попрошайки, в случае отказа от уплаты налога, могут быть подвергнуты административному аресту. А что, пожалуй, заключение под стражу – не худший вариант для человека, который годами кормится милостыней и живёт где-нибудь на трубах коллектора или чердаке.
Подозрительные личности с протянутой рукой нередко вызывают беспокойство у пассажиров метрополитена. Порой «христарадники» чересчур навязчивы, их поведение зачастую неадекватно. Нарушения общественного порядка в метро недопустимы, ведь это — территория повышенной опасности. Узнав об угрозе наказания, «подземные приставалы» будут искать другое «хлебное» место – перекочуют на вокзалы, заполнят электрички, расположатся у ворот церквей, рынков и супермаркетов, где их и так немало. Нищих станет меньше именно в метро, но, в целом-то, проблема попрошайничества останется без решения.
По данным экспертов, многие из таких «безденежных» и «опустившихся», в реальности оказываются блестящими самодеятельными актёрами и неплохими психологами с хорошо продуманным подходом к делу. «Успешный» попрошайка в многолюдном месте за день может заработать 10-15 тысяч рублей. Ежедневный заработок среднестатистического москвича – для сравнения – равен 3-4 тысячам рублей. Получается, что тот, кто подаёт, часто нуждается в деньгах не меньше, чем тот, кому подают.
По словам начальника отдела общественного порядка УВД на Московском метрополитене Сергея Агафонова, попрошайничество — это бизнес криминальных структур, а просить милостыню в крайней степени нужды выходят лишь единицы. Большинство попрошаек – мошенники из, так называемой, «нищей» мафии. Роль нищей старушки на улице вполне может сыграть и молодая женщина – достаточно накрутить на себя кучу несуразных одёжек, стать на колени и побираться, не поднимая головы. Жалкий, убогий старичок, проявив немного актёрского таланта, может годами собирать милостыню на лечение несуществующего внука. Принося пожертвования на строительство храма, мы можем и не догадываться, что отдаём деньги не священнику, а бывшему заключённому с несколькими судимостями. «Страждущим» калекам в конце «рабочего дня» нередко удаётся неожиданно «исцелиться», встать с инвалидных колясок и спокойно уйти на своих двоих. Многие попрошайки работают на своих хозяев, как рабы, потому что просить подаяния их заставляют насильно, под угрозой побоев.
Число профессиональных нищих в России с каждым годом растёт. Подавая на улице милостыню, мы чувствуем себя воплощением добродетели. Нам кажется, что мы совершили правильный поступок – на душе спокойно, совесть чиста. Тем более, бросить немного мелочи попрошайке гораздо необременительнее, чем переводить деньги на счета благотворительных организаций, отвозить необходимые вещи в дома малютки и детские дома, даже покупать продукты одинокой бабушке, живущей по соседству. На деле же мы делаем вклад в процветание подпольного бизнеса. Выходит, что штраф, взимаемый с нищих, – это, скорее, налог на особый вид предпринимательской деятельности.
В Норвегии рассматривается законопроект, согласно которому, за помощь бездомным будут на год сажать в тюрьму. Такая, на первый взгляд, жестокость способна полностью искоренить в стране попрошайничество: не будут подавать денег нищим – криминальный бизнес станет невыгодным. Но такой закон будет работать эффективно только в том случае, если людям, действительно попавшим в безвыходную ситуацию и оставшимся без средств к существованию, государство в полной мере окажет социальную поддержку. Да, по-настоящему бедным помогать нужно, деятельность же мошенников и «нищей» мафии должна своевременно пресекаться и строго наказываться. Зарабатывать за счёт человеческого сострадания к беспомощным – последнее дело.
Источники: rg.ru, cont.ws, ruscur.ru. Картинка: img0.liveinternet.ru