Страсти по «Тангейзеру», или кому выгодно противостояние

D6261B5D-7169-43A6-8E68-0D3BD7C93DEB_mw1024_s_nПрошло более 3-х месяцев после премьеры «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета, а страсти вокруг оперы до сих пор не утихают. Напротив, с каждым днём по всей стране в обсуждения вовлекаются всё новые и новые участники: чиновники от власти и искусства, рядовые зрители и маститые литературные критики, верующие и атеисты. В чем причина шумихи вокруг не самой постановки, а «околотангейзеровского» скандала? Мы не будем сегодня рассматривать особенности авторского прочтения знаменитого произведения Вагнера, вдаваться в специфику театрального действия. Попытаемся понять, почему новая, в чём-то провокационная трактовка сюжета оперы со стороны художника вызвала такую бурную реакцию церковных и околоцерковных кругов, и в конечном итоге создала жирную точку столкновения в обществе.

Итак, 20 декабря 2014 года в Новосибирском театре состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» режиссёра Тимофея Кулябина. Действие в новой постановке из рыцарских времён переносится в современность, Тангейзер превращается в режиссёра, снявшего скандальный фильм о молодых годах Иисуса, общественность богохульную ленту не принимает и изгоняет главного героя. Конечно, в сюжете мало, что осталось от произведения Вагнера, на сцене происходят действия, которые, с точки зрения верующего человека, неприемлемы. Но суть не в этом. Спектакль был довольно тепло принят публикой, получил лестные отзывы в прессе, и даже был положительно упомянут в программе местного телевидения. Всего за 2 месяца оперу просмотрело 3,5 тысячи зрителей.

И вдруг — судебный иск митрополита Тихона, в котором он обвиняет режиссёра в умышленном осквернении религиозных символов и оскорблении чувств верующих. Правда, сам митрополит спектакля не видел, а действовал по «многочисленным письмам верующих». Не напоминает ли это вам ситуацию со знаменитой фразой «сам я книгу не читал, но осуждаю»? Да и сложно представить истинно верующего, который во время Великого поста вместо молитв о спасении души, решил увлечься эпистолярным жанром. А как же «Не судите, Да не судимы будете»? Наверняка среди зрителей крамольной оперы были и верующие, но зал во время спектакля никто не покидал, не скандалил, не возмущался, в отличие от действа, происходящего на сцене. Ведь в опере после богохульных речей Тангейзера благочестивые дамы с возмущением покидают состязание певцов.

Итак, состоялся суд, который не усмотрел в действиях режиссёра оперы Тимофея Кулябина состава преступления. Тем не менее, по указанию директора театра Бориса Мездрича на последующих спектаклях афиша фильма, снятого Тангейзером, которая сильнее всего разгневала епархию в лице митрополита Тихона, была заменена белым экраном. Казалось бы, как истинный верующий, митрополит должен был помолиться за души грешников, а театр продолжить нести искусство в массы. Зритель сам оценит новаторство режиссёра. Но не тут-то было. Пошла писать губерния!

Теперь, по мнению епархии, «правовую оценку действиям режиссёра и директора театра должны дать Генеральная прокуратура, Следственный комитет России, ФСБ и Счётная палата», а также Министерство культуры, которое должно снять спектакль с репертуара театра. Не отстают и служители Мельпомены. Творческая интеллигенция Новосибирска отправила свои петиции к администрации города с просьбой защитить режиссёра от преследования верующими, а жители города обратились к губернатору Владимиру Городецкому с просьбой о создании условий, при которых «агрессия в адрес деятелей искусства, в том числе на религиозной почве, преследование их за выраженные в художественной форме идеи, препятствование осуществлению их конституционного права на свободу высказывания стали бы невозможными». Только почему цивилизованное обращение в судебные органы было названо агрессией, не понятно.54FAA91AAF4FD

Теперь конфликт между отдельно взятым театром и отдельной епархией перерос в целое общественное противостояние. Причём возникла парадоксальная ситуация. На общественном обсуждении спектакля в Министерстве культуры никто открыто не выступил в его поддержку. Впрочем, как и рьяного осуждения церковью тоже не было. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон сказал: «…Никому не нужна война против даже самых спорных направлений культуры — она может быть бесперспективной и привести ко многим бессмысленным потерям». Странное состояние самых заинтересованных лиц. «Ни войны, ни мира».

Казалось бы, конфликт исчерпан. Но 29 марта в Новосибирске выйдут на митинг несколько тысяч горожан, которые будут требовать запрета спектакля, а 5 апреля тоже несколько тысяч будут отстаивать постановку. Сколько среди митингующих будет истинно верующих, сколько лично видевших оперу – сказать сложно. Ясно одно: людей кто-то организовал и использует искусственное противостояние в своих целях. Как сказал советник Президента России по культуре Владимир Толстой, «… конфликт начинает принимать какие-то формы… Не совсем здоровое общество не совсем здорово реагирует на какие-то вещи. Это сигнал всем нам».

Источники: mkrf.rulenta.ru. Картинки kasparov.rucurrenttime.tv.