Таджикские «дети лейтенанта Шмидта»
Да, не перевелись ещё в землях бывшего СССР великие комбинаторы. А если талант «идейного борца за денежные знаки» соединяется с хитростью и изобретательностью сына лейтенанта Шмидта, то успех «отъёма денег у населения сравнительно честным способом», до поры до времени, обеспечен.
Так случилось и в Таджикистане. Однако — по порядку. Учился в Душанбинской международной школе №10 некий Хушдил Курбонов. Хорошо учился, читал много и раздумывал: на какого бы героя стать похожим. Да все как-то не мог остановить свой выбор. Решился было взять за образец Ёдгора*, да передумал – слишком длинной и трудной была его дорога к счастью. А хотелось всего, сразу и много. И здесь, как говорится, «не надобно другого образца, когда в глазах пример», приключения, описанные в романе Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», пришлись, как нельзя кстати.
Вот и Хушдил, вспомнив об успешном опыте Шуры Балаганова, который неплохо зарабатывал на громком имени сына лейтенанта Шмидта, решил не мелочиться и представляться сыном самого президента Таджикистана, Сомоном. Уж кто-кто, а сын президента может решать любые проблемы. И потянулись ходоки к Хушдилу-Сомону и его родственнику Джурахону Холову. Никому и ни в чём самозванцы не отказывали. Только, сами понимаете, решать проблемы-то нужно через ответственное лицо, которое очень любит деньги. Вот и у Махамадризо Раджабова за содействие в получении надела в 0,3 га взяли всего ничего, каких-то 50 тыс. долларов. Понятно, что не для себя, не станет же президентский сын на нуждах людей наживаться. Помочь «сын президента» вызвался исключительно из человеколюбия и высокого порыва альтруизма.
Окрылённые успехом и опьянённые немалыми деньгами, школьники вошли в роль и начали звонить чиновникам, представляясь Сомоном Эмомали, и требовать помощи то в одном, то в другом деле. Сколько чиновников, услышав имя сына почитаемого человека, поспешили исполнить его просьбу-приказ, следствие пока умалчивает. Но один из них, Сабзали Маджидов, то ли лично знал семью президента, то ли слишком уж наивно вели себя в разговоре подростки, заподозрил неладное и требуемый участок земли не выделил.
Горе-аферистами занялось Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией, которое, кстати, возглавляет старший сын президента Рустам Эмомали. К слову сказать, Сомон не использует имя своего отца в корыстных целях и успешно грызёт гранит науки. Кстати, в 2012 году на Международной олимпиаде по информационным технологиям его проект был признан лучшим.
В общем, долго ли, коротко ли, но главный борец с коррупцией, Рустам, младшего брата не признал. Так что в отношении Хушдила Курбонова возбуждено уголовное дело. Если суд признает его виновным, у молодого человека появится возможность в спокойной тюремной обстановке более внимательно перечитать шедевры Ильфа и Петрова и понять, что наглых аферистов «никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже их не любит».
*Ёдгор — герой романа С. Айни «Дохунда», борец против власти эмира и басмачей. Это имя стало нарицательным.
Источники: lenta.ru, rus.ozodi.org. Картинка: beriki.ru