То, что нельзя перепрыгнуть, можно обойти
Столичные власти перед Днём Победы планируют провести рейды по выявлению товаров, сувениров и листовок со свастикой и другой экстремистской символикой. Чиновники будут искать запрещённую символику в магазинах одежды, сувенирных точках, газетных киосках и других торговых объектах. Выявив запрещённые материалы, госслужащие должны будут сообщить об этом в правоохранительные органы.
В апреле этого года Следственный комитет России уже завёл уголовное дело по ст. 282 УК РФ, обнаружив в недавно открытом «Детском мире» бюсты немецких солдат со свастикой. Росмолодёжь объявила, что проверит все магазины игрушек страны на наличие нацистской символики. А Роскомнадзор, в свою очередь, выпустил разъяснение о том, что использование нацистской атрибутики или символики в исторических и научных целях допустимо. Запрещена лишь демонстрация символики в качестве пропаганды. «Лингвистически это означает, утверждают эксперты, что само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма», — разъясняет Роскомнадзор. «Упомянутый закон относит к экстремизму «пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики» либо сходных с ней «до степени смешения», а равно символики экстремистских организаций», — напоминает надзорное ведомство, намеренно выделяя союз «и».
А теперь посмотрим на всё это взглядом человека, не особо искушённого в юридических и лингвистических тонкостях. Если владельцу сувенирного магазинчика нельзя продавать предметы с нацистской символикой или атрибуты запрещённых в России «Правого сектора» или ОУН, то просто выставлять на всеобщее обозрение, безо всяких там экстремистских или пропагандистских лозунгов, можно? Или тут тоже есть какие-то лингвистические тонкости?
А если снабдить витрину с подобной символикой обобщающим слоганом «Это – враги мира и прогресса», то спокойно можно выдать всё это за антифашистскую пропаганду. Ну, или какой-нибудь другой слоган использовать, но обязательно резко осуждающий всю эту выставленную античеловечную символику. Например: «Фашизм не пройдёт!». Кто сможет придраться? А ещё вполне можно каждый такой предметик упаковать в коробочку или пакетик с надписью «Они хотели нас поработить». Тогда ведь и продавать можно будет спокойно, ссылаясь на всё те же лингвистические заморочки экспертов.
Точно так же можно и с другую запрещённую символику использовать. Как националистическую, так и антиклерикальную, оскорбляющую чувства истинных верующих. Они ведь у нас тоже обидчивые! В общем, креативно подумать, и всё станет возможным.
Да и с солдатиками из «Детского мира» как-то по-глупому получилось. Видать, своевременно недодумал кто-то чего-то. Чего стоило этому кому-то заказать упаковочную коробочку, вложить в неё этого злополучного солдатика со свастикой, присовокупить игрушечную виселицу, а на коробочке сделать надпись «Возмездие», или «Так будет с каждым фашистом!»? И торгуй себе спокойно антифашистской продукцией, да ещё и по двойной, за счёт виселицы, цене. Патриотично и прибыльно!
Конечно, для того, чтобы какое-то явление стало просто смешным, нужно любую хорошую задумку довести до абсурда. Просто-напросто утрировать, что я на ваших глазах и проделал. Но любой, тщательно продуманный и грамотно прописанный закон утрировать просто невозможно, ибо он всегда имеет чёткие рамки применения. Вот и принятый ещё в 2002 году закон «О противодействии экстремистской деятельности» должен быть именно таким, исключающим множественные толкования. Таким, чтобы не пришлось привлекать экспертов-филологов для толкования использования союза «и».
Таким, чтобы человека, протестующего против произвола чиновников, не обвиняли огульно в экстремизме. Таким, чтобы несправедливо уволенный человек, стоящий напротив своего учреждения с плакатом «Верните мою зарплату» не причислялся к террористам. Таким, чтобы протест любого количества людей, даже более одного человека не воспринимался властями как массовое покушение на основы конституционного строя.
А пока, всё совсем по русской поговорке «Закон – что дышло…». И каждый трактует его так, как ему выгодно, в зависимости от юридических предпочтений и лингвистической грамотности. И, что особенно печально, этим каждым, по странному стечению обстоятельств, является именно государство. И, что ещё более печально, большая часть российских законов, по сути своей, именно такова — зыбка и туманна. И, судя по всему, так и было задумано.
Источники: m24.ru, newsru.com, base.garant.ru. Картинка: i1.2photo.ru