Трюк

янус«Допущение на сцене разных трючков и штучек – это чёрные мазки на вашей роли, и допущение таких мазков
должно мучить актёра». К. С. Станиславский.

21 марта на озере Байкал погиб человек – провалился под лёд автомобиль. В машине находился Виктор Алексеевич Давыдов. Далее начинается фантасмагория. Украинская Партия Регионов выдала некролог, где выразила соболезнования семье и близким Виктора Викторовича Януковича – младшего сына бывшего президента Украины.

Человек всегда испытывал прямо-таки жгучую потребность лицедействовать. Ещё Адам, поначалу абсолютно безапелляционно отказывающийся от искренне протянутого искусителем плода с древа познания добра и зла, понемногу склонялся принять яблоко, но всё ещё отнекивался, испытывая приятное чувство интереса к своей персоне. Да и искуситель вырядился в одежды змеи, дабы усилить элемент мудрости своей роли. Вот это и есть первый спектакль на земле. И будь вокруг сцены с декорациями райских кущей зрители, аплодисменты были бы долгими и несмолкаемыми.

Время шло, актёрское мастерство совершенствовалось. Оставим в стороне древних греков и римлян с их комедиями и трагедиями, пройдём мимо театра Шекспира, мимо грандиозных оперных постановок Рихарда Вагнера с их точной и тонкой режиссурой. Не коснёмся даже революционного советского театра со смелыми опытами Мейерхольда и Эйзенштейна.
Великий новатор сценического искусства Константин Сергеевич Станиславский разработал целую систему, по его словам, позволяющую актёру создавать образ роли, раскрывать в ней жизнь человеческого духа и естественно воплощать её в художественной форме.

В реальной жизни бывают случаи, когда тоже приходится актёрствовать. Вспомним, хотя бы, простого моряка Эдмона Дантеса, волею судьбы ставшего неузнанным бывшими друзьями и врагами графом Монте-Кристо, дабы наградить заслуживающих награды и покарать заслуживающих кары. Или принц Бакардии Флоризель, в парике, с приклеенными усами, от скуки ищущий щекочущих нервы приключений. Справедливости ради следует отметить, что приклеивание усов, увы, способно помочь не всегда. Бывают случаи, требующие более радикального вмешательства во внешний облик – например, герой Олега Даля в добром советском фильме «Золотая мина», где в итоге всё же побеждает справедливость.

То, что я сейчас скажу, на первый взгляд покажется кощунством. Но только на первый. На второй взгляд ничего кощунственного здесь нет. Не кажется ли вам, что ряд особенностей истории с утоплением автомобиля и гибелью Виктора Алексеевича Давыдова позволяет предположить, что предложенное нам, зрителям, – тонко и точно срежиссированный спектакль?

Слово Станиславскому: «Надо забросить в душу артиста зерно произведения, надо непременно, чтобы зерно это сгнило совершенно так же, как семя сгнивает в земле. Зерно пустит корни и вырастет в природе новое растение, а в искусстве – новое его создание».

Посудите сами: противоречивые, не подтверждённые ни с одной, ни с другой стороны сведения о, якобы, находившемся за рулём сыне скрывающегося в России президента Украины. То ли погиб, то ли нет. То ли в машине, то ли в автобусе. Какой-то паспорт с якобы бабушкиной фамилией, дядиным отчеством, какие-то быстрые-быстрые похороны в Севастополе, не подтверждённые городской администрацией – а ведь человек-то не маленький. Слишком много «якобы» последнее время в российской действительности.

И снова слово Станиславскому: «Артисту необходимо сильно развитое воображение, детская наивность и доверчивость. Эти свойства помогают ему превращать грубую сценическую ложь в правду своего отношения к воображаемой жизни».

А теперь давайте знакомиться: главный режиссёр запутанного, на первый взгляд, ералаша – народный артист России В. – признанный мастер подобных фантасмагорий. Особенно нашему главному режиссёру удаются масштабные батальные сцены с привлечением огромных, не побоюсь этого слова, гигантских массовок, разнообразной военной техники, вплоть до впечатляющего чувства правды от потрясания пресловутым ядерным оружием.

Байкальская история – лишь эпизод большой драматической постановки. Впрочем, не исключением может явиться и глубоко трагедийный финал. Эпизод же разработан тщательно – из густого тумана выплывают, в густой же туман, уплывая, разные тона и полутона, намёки и полунамёки официальных представителей различных российских организаций.

Цель же постановки до безобразия банальна – избежать негативного влияния окружающего мира на молодого человека, запутавшегося, сделавшего ставку на свою звонкую фамилию, и, в силу сложившихся обстоятельств, горячо желающему изменить не только её, но и само существование своё, не утрачивая, впрочем, контроля над пухлым кошельком. Сам бывший президент Украины и его сыновья после известных событий на Украине попали под жёсткие европейские санкции, не позволяющие вольготно жить, ограничивающие фигурантов лишь грустным пребыванием на территории приютившей их Российской Федерации. И хотя грозятся в Европе с нашего героя санкции вроде как снять, кто их знает на самом-то деле – снимут, не снимут, а может, ещё и новые навесят. Так-то всё-таки надёжнее будет.

Севастополь – это нынче российская земля. Поэтому никаких выкапываний тела, экспертиз и прочих вредных для дела манипуляций главный режиссёр не допустит. И не исключено, что в скором времени, не привлекая лишнего внимания, из дверей строго секретной и тщательно охраняемой клиники на прогретую весенним солнцем землю ступит некий Сидор Сидорович Сидоров… А в кармане его будет лежать справка о смене фамилии, имени, лица. Справка, заверенная нотариусом из какой-нибудь нейтральной, но уважаемой Евросоюзом страны. А если банковские счета номерные, на предъявителя, то и справка не нужна. Смены персонажем грима и декораций будет вполне достаточно.

Какие есть способы у зрителя дать понять, что этот спектакль отвратителен? Свистеть? Топать ногами? Но сидящие в первых рядах купленные клакёры утопят топот, свист и крики возмущения в громе аплодисментов, переходящих в овации и выкрикивания здравиц в честь режиссёра бездарной постановки. Остаётся одно – встать и выйти из зала.

«Помните, чем гениальнее трючок, тем сильнее чёрное пятно. Это делает не артист, а талантливый шут, который не знает ни плана, ни перспективы». (К. С. Станиславский).

Источник: forbes.uavesti.ru. Картинка: zztt.ru

  • serge

    Актерские способности никому в жизни не помешали, главное их в благих целях использовать только, чтобы всем окружающим настроение поднимать.

Другие материалы рубрики: