Уроки «Владимирского централа»
То и дело на широкое обозрение общественности всплывают случаи из школьной практики, как правило, разоблачительные. Причём, что интересно, случаи эти касаются, исключительно, работы педагогов и обнародуются, исключительно, родителями. Обнародуются максимально широко и даже без предварительной дискуссии в узком кругу. Ах, да, забыл ещё упомянуть о том, что обнародование это происходит, как правило, анонимно. Анонимность почему-то односторонняя. То есть, виновная сторона освещается с дотошной подробностью, а тот, кто всё это публикует, старается себя не афишировать. Из-за врождённой скромности, наверное.
Общепризнан тот факт, что учить и лечить у нас умеют все. И не только умеют, но и широко делятся своим бесценным педагогическим и врачебным опытом. В данном случае заинтересуемся опытом именно педагогическим. Случай, можно сказать, достаточно курьёзный.
Как рассказала корреспонденту агентства НГС.НОВОСТИ мама одной из учениц 7-го класса гимназии № 16 «Французская» Ирина К. (имя, естественно, попросила изменить, чтобы «не выгнали из школы»), на днях её дочь принесла распечатанный текст песни «Владимирский централ», который нужно выучить к следующему уроку музыки. «Им было предложено на выбор любую песню выучить и спеть, и кто-то из мальчиков сказал про «Владимирский централ». Мы думали, что за рамки шутки это не перейдёт. А она всерьёз распечатала им текст, они и «минус» слушали, и «плюс», и пели три раза. Вот, всё по-настоящему», — пояснила женщина.
И взорвались СМИ. И взорвались социальные сети. И посыпались комментарии: «Урок музыки. Домашнее задание. Я чего-то не понимаю в жизни…», « Может, она просто нездорова? Ну, может, деменция уже… или какие-то другие расстройства… или она так стебётся над детьми и родителями???». Как вы понимаете, это всего лишь сотая доля процента тех комментариев, которые высыпались на голову учительницы музыки.
Но может быть стоило просто спросить у учительницы, чем был обусловлен её выбор? Может быть всё было несколько не так, как это выплеснула в мир экзальтированная родительница? Ведь палка-то всегда имеет два конца. Как вульгарно-деревянная, так и профессионально-педагогическая. Поэтому, давайте-ка попробуем не уподобляться инстаграммной разоблачительнице и посмотрим на ситуацию глазами.
Дадим слово профессионалу, директору гимназии Татьяне Севостьяновой. На уроках музыки детей знакомят с различными её жанрами, в том числе и с авторской песней, или по другому – с шансоном. А раз так, то как не упомянуть то, что называется шансоном в нашей стране. Можно, конечно было этого не делать, но у нас чуть ли не полстраны упивается «блатной» музыкой до самозабвения. Как же её не упомянуть? Более того, как признаёт сама разоблачительница, учитель хочет хоть как-то заинтересовать детей своим уроком, потому что «в седьмом классе музыка им неинтересна».
И вот, на одном из уроков учительница музыки Ирина Гребенщикова предложила детям выучить какую-нибудь современную песню по их выбору, но строго-настрого предупредила, что в ней не должно быть ненормативной лексики. Сама педагог рекомендовала несколько вариантов, в том числе «Замыкая круг» Криса Кельми.
Один мальчик предложил «Владимирский централ» Михаила Круга. Класс подростка поддержал. Было решено, что к следующему уроку дети принесут текст песни и попробуют её все вместе исполнить. Педагог, как пояснила директор, подготовила к этому уроку информацию о жанре шансон и об исполнителе Михаиле Круге. «Все было сделано строго по правилам, чтобы у детей сложилось понимание, что помимо классики существуют очень разные музыкальные жанры. Они услышали эту песню не где-то на улице, а в классе, и учитель им объяснил, о чем это песня, о каких переживаниях человека», — поведала Татьяна Севостьянова. Но кроме информации о Круге, по этой же теме дети узнали и «о других исполнителях жанра — Булате Окуджаве, Юрии Визборе, Сергее Трофимове».
Директор гимназии всё же признала, что учительница допустила «педагогическую ошибку, слабость». «Не отказала ученикам. У них доверительные отношения. Решила с ними быть с ними на одной ноте», — сказала Татьяна Севостьянова.
То есть, урок был подготовлен профессионально, с учётом, так сказать, интерактивности. Дети не сидели столбиками с глазками, они были вовлечены в процесс с учётом их же интересов. И если бы учительница предложила им самим выбрать песню, а потом отказалась от своего же предложения, то это было бы уже потерей авторитета. Человек, отказывающийся от своих слов, не может быть авторитетен, особенно среди подростков. Да, кто-то может сказать, что Ирина Гребенщикова пошла на поводу у своих учеников. Но слово дано, и оно – не воробей.
Урок проведён. Урок усвоен. Усвоен всеми сторонами. Но кое-какие вопросы остались. Например, почему подросток предложил «блатную» песню? Почему его с такой готовностью поддержал класс? И этот вопрос нужно задавать не учителям, а родителям. Дети, скорее всего, предложат то, что им знакомо и привычно. Не могу, да и не хочу обвинять родителей подростка в криминальных наклонностях, но стоило бы задуматься о роли семьи о формировании у ребёнка хотя бы зачатков хорошего вкуса.
Или, как всегда, это должна делать школа? Школа, в первую очередь, должна давать знания. Формирование у ребёнка желания эти знания получать и воспитание из него культурно развитого человека – задача семьи. Вот об этом почему-то забывают экзальтированные разоблачители и разоблачительницы. Незабвенный баснописец писал: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?».
И ещё один совет: если, вдруг «Я чего-то не понимаю в жизни…», то не лучше ли сначала проконсультироваться с теми, кто это «чего-то» знает и понимает лучше. И если уж и после этого это «чего-то» остаётся вам недоступным, вот тогда и подходит время сломя голову мчаться к компу и инстаграммить свои сногсшибательные околопедагогические разоблачения.
Источники: news.ngs.ru, newsru.com, govoritmoskva.ru, deti.mail.ru. Картинка: govoritmoskva.ru.