Уйти, чтобы вернуться?
О результатах проведённого в Великобритании референдума о выходе страны из Евросоюза не слышал только глухой и не читал только незрячий. Однако позволю себе вкратце напомнить: за выход из ЕС проголосовали 51,9% проголосовавших, против – 48,1%. После оглашения результатов кто-то начал праздновать, а кто-то – рвать волосы на голове и других частях тела.
Однако не всё так просто и понятно. У автора этой статьи появились некоторые вопросы. Например, для чего был проведён этот референдум. Не смею утверждать, будто проник в замыслы организаторов. Но что-то подсказывает, что это был промах Кэмерона. Просто промах. Посудите сами. Инициатором референдума был именно премьер-министр. И вот, после того, как он узнал о его результатах, тут же подал в отставку. Но, позвольте, если он сам, начиная ещё с 2013 года неоднократно критиковал ЕС и, можно сказать, шантажировал его руководство возможностью выхода из него Великобритании, то почему так резко изменил свои взгляды и стал ярым сторонником Евросоюза, правда, при условии осуществления «особого пути»? То есть, после того, как добился от своих коллег по Евросоюзу согласия на введение особо выгодных преференций для своей страны. И тут же заявил, что референдум, инициированный им же, «авантюра века».
«23 июня на кону будет стоять ни больше ни меньше будущее нашей страны. Это риск для нашей экономики, потому что эти изменения могут оказать давление на фунт, на наши учётные ставки и на показатели роста. Это риск в сотрудничестве по вопросам преступности и по темам безопасности. И это риск нашей репутации сильной страны в сердце самых важных мировых организаций», – заявил британский премьер.
Вопрос: для чего нужно было изначально настаивать на этом референдуме? Чтобы шантажировать ЕС? Дать возможность своим евроскептикам спустить пар? Обычная англосаксонская практика – быть истинным хозяином своего слова, дающим и берущим его назад? Обычное английское политическое торгашество – сегодня выгодно одно, завтра – другое? Возможно – комплекс из всего этого. Так или иначе, но граждане Великобритании высказались.
И каковы же теперь последствия этого проявления британской демократии? Вдаваться в описание всех ужастиков, которые, судя по публикациям СМИ, ожидают экономику и политику Великобритании, просто не хочется. Уж чего-чего, а этого хватает во всех новостных лентах, так что любой желающий… Есть только один вопрос: Великобритания точно уходит? Ведь её народ, пусть и с небольшим перевесом, но высказался за уход. А вот это бабушка надвое сказала!
Благо, пример проявления подлинной европейской демократии ещё свеж в памяти. Вспоминайте. Нидерланды. Референдум об ассоциации Украины и Евросоюза. Результаты волеизъявления были ещё более впечатляющими, поскольку против высказались 61,1% принявших участие в референдуме. Это вам не 52%. Тут всё более определённо. Договор об ассоциации ЕС с Украиной был ратифицирован всеми странами Евросоюза, в том числе в Нидерландах. Однако, согласно новому закону, граждане имеют право высказать своё отношение к любому законодательному документу, если соберут не менее трёхсот тысяч подписей. Собрали. Высказали. И что? А ничего. Правительство Нидерландов поступило по собственному усмотрению, объявив референдум консультативным. То есть, никого и ни к чему не обязывающим.
С таким же успехом можно было провести простой социологический опрос. Скажете, что опросом можно легко манипулировать в зависимости от того, кто, кому и как задаёт вопросы? А тут – целый референдум! С прямым вопросом, требующим прямого ответа. Но вот ответ получен, манипуляции исключены. Это – истинная европейская демократия, демократия парламентаризма. А по истории создания голландский парламент ненамного отстал от английского. И уж точно старше парламента Великобритании, аж на два с половиной века. То есть, традиции понятия «выгодно-невыгодно» сложились далеко не сегодня.
Тем более, по ихним (прошу не пинать автора, это — намеренный вульгаризм), евросоюзовским законам, «померла, так померла». Если ассоциация с Украиной правительством ратифицирована, то так тому и быть! А консультироваться можете хоть с народом своей страны, хоть с Богом, хоть с чёртом.
Вот и возникают сомнения в этом Brexit`е. Если парламент Великобритании, и в первую очередь, палата общин ратифицирует результаты референдума, то добро пожаловать на выход с вещами. Если же нет, то этот референдум постигнет судьба голландского. Консультация, и ничего более. А тем временем в той же Великобритании уже ширится протестное движение. Петиция о проведении повторного референдума собрала уже 2,3 миллиона подписей. И, как знать, не станем ли мы свидетелями повторного пришествия Кэмерона?
Правда, некоторый конфуз с петицией всё же произошёл. Как-то так получилось, что за граждан Великобритании (как и положено по британским же законам) среди подписавших оказались жители таких стран, как Исландия, Каймановы острова и Тунис. При этом в некоторых случаях число подписей превысило численность населения государств. Так, подписались 39 тысяч жителей Ватикана при том, что в этом карликовом государстве в центре Рима живут всего 800 человек. Такой вот пердимонокль.
Но, безусловно, все эти события – хорошая встряска для всего Евросоюза, после которой в дальнейшем получать преференции для одной, отдельно взятой страны станет легче. И все остальные страны эту фишку просекли. Естественно, кроме откровенно слабоватых, таких, как страны Балтии, Болгария, Венгрия и иже с ними. Хотя, кто-то в Латвии зашевелился. Пока слабо и неактивно. Но, чем чёрт не шутит…
А, впрочем, как говорят в Одессе, будем посмотреть. Но вся эта возня живо напоминает одну песенку из репертуара Орбакайте. Посмотрите, послушайте. Возможно, не у одного меня возникнут какие-то ассоциации.
Источники: ru.wikipedia.org, vz.ru, topnews.ru, ru.wikipedia.org, topnews.ru, ntv.ru, myrt.ru. Картинка: cdn2.img.sputniknews.com.