Великий шёлковый экспресс, или Ночной кошмар Путина

Poezd Ukraine ChinaПока Россия загнивает под тяжестью проблем, новоявленная Восточно-Европейская демократия открывает новые горизонты. На этот раз наши украинские друзья замахнулись, ни много ни мало, на Великий шёлковый путь! Если вы при этих словах подумали о верблюдах и караванах, то совершенно напрасно. Хотя, кто знает… При обсуждении маршрута высказывались соображения, что на верблюдах было бы даже быстрее. Пять государств (точнее, даже шесть), два моря, пять разгрузок-перегрузок… Но не будем отвлекаться. У нас не верблюды, у нас – поезд. Состав из 30 вагонов, 10 из которых – с металлопрокатом, а 20 – с контейнерами.

Поезд отправился в путь 15 января из портового Ильичёвска, что под Одессой. Всё было обставлено с большой помпой. Махал ручкой, провожая вагоны в дальний путь, лично губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. Любимец публики не подкачал и выдал очередной перл. Мол, этот поезд – это вам не просто какой-то поезд! Это – кошмар Путина! Вот так, ни больше и ни меньше. Кошмар продолжался больше двух недель. Изначально было запланировано, что вагоны доберутся до границы с Китаем за 11 суток. Но что-то пошло не так.

Сначала паром из Ильичёвска отправился на запад, в болгарскую Варну (вот она, шестая страна, которую почему-то редко называют при обсуждении маршрута). Из Болгарии – в грузинский Батуми. И здесь последовала первая задержка. Неожиданно начался шторм. Ну, кто мог предположить, что зимой в Чёрном море бывают штормы? Такая вот незадача! Но энтузиазма настоящим патриотам это не убавило. Вся Украина, затаив дыхание, следила за перемещениями восточного экспресса. Над рабочим столом каждого сознательного украинца висела карта, на которой он флажками отмечал этапы великого пути, пройденного эшелоном.

Наконец, стало известно, что паром с символичным названием «Герои Севастополя» добрался до места назначения. И хотя разгрузке мешал всё тот же шторм, это не снизило градус всенародного воодушевления. Жив, курилка! Осталось всего ничего – Грузия, Азербайджан, там — опять погрузка на паром, потом очередная перегрузка в Казахстане, потом – по степям до Китая, и там – опять разгрузки-погрузки (ибо колея у китайцев — не наша). Как видите, всё очень просто, быстро и в высшей степени эффективно. Пять границ, два моря, два парома, пять перегрузок. Очень удобно. И никаких санкций!

Среди победных реляций поначалу малозаметно прошла информация, что из 30 вагонов только 10 загружены, остальные идут пустыми. Это, наверное, такое ноу-хау – гонять через пол-Евразии по 20 вагонов пустых контейнеров за раз. Правда, раздались голоса, что так изначально и было задумано, мол, это тестовый прогон. Звучало не очень убедительно, придавая невиданному успеху терпкий привкус типичной постреволюционной «перемоги». Сколько их уже было, этих перемог… Один Дебальцевский котёл чего стоит.

Но вернёмся к нашим паровозам. В какой-то момент поезд таки пропал где-то в диких степях Зааралья. Просто исчез. Народ забеспокоился – где же наш транскаспийский экспресс? Причина оказалась до смешного банальной – казахам натурально не проплатили за транзит грузов. В результате эшелон отправили на какой-то глухой разъезд в заснеженной степи, на отстой. Хорошее, кстати, слово — отстой, очень подходит ко всей этой ситуации. И тут подумалось – что это вообще за тесты такие, пустые контейнеры за тридевять земель гонять? А кто оплачивает весь этот банкет? Возможно, аналогичные вопросы пришли в голову и нашим казахстанским друзьям. Если так, то очень вовремя, потому что «по долгам платят только трусы».

Вагоны нашлись после того, как украинская сторона всё-таки догадалась перечислить деньги. Может, в этом и заключался смысл теста – проверить, заплатят ли ответственные лица по счетам вовремя и полностью, или что-то уйдёт налево? Если так, то тест можно считать условно пройденным. В итоге, вместо запланированных 11 суток в пути, поезд доехал за 15 с половиной. Или даже за 17, тут почему-то украинские журналисты считают по-разному. Но в любом случае – не так уж и плохо, всего лишь в полтора раза дольше. По нынешним временам это можно считать большим успехом. Собственно, уже то, что эшелон вообще добрался до Китая – это уже «перемога».

Правда, Яценюк немного недоволен. Он, конечно, отчитался о невиданной перемоге и отметил, что Россия, во главе с Путиным лично, нещадно посрамлена. Но при этом отметил, что нужно всё-таки сократить сроки. До 10 суток. Тогда такие рейсы будут экономически оправданы. А пока, выходит, не очень: стоимость перевозки одного контейнера получается на уровне 5600 долларов. А это – дороже, чем через Россию, и прилично дороже.

Но украинские должностные лица не унывают. Они уже придумали новую фишку. Решили скрестить новоявленный Шёлковый путь с контейнерным поездом «Викинг», который соединяет литовскую Клайпеду и Ильичёвск. На первый взгляд, вроде как, логично выходит: из Литвы в Ильичёвск, оттуда – в Китай.

Правда, эксперты утверждают, что эти прожекты совершенно бессмысленны, потому что у перевозок из Литвы совсем другие адресаты и другая логистика. Достаточно на карту посмотреть, чтобы увидеть – где Литва, где Китай, а где Одесса. Поэтому везти грузы из Литвы в Китай через Ильичёвск будет совершенно невыгодно: дорого. Впрочем, пока получается, что из самой Украины – тоже.

 

Источники: podrobnosti.ua, korrespondent.net, kiev.vgorode.ua, timer-odessa.net, ubr.ua, rusvesna.su, nk.org.ua, kmu.gov.ua, rian.com.ua. Картинка: i.ua.

  • Наталья

    Не надо брать чужие идеи, надо жить своей головой. Но рыбу не воскресишь) Считать убыток победой — это уже последняя стадия.