Время закручивать гайки и молиться
Председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин выступил за пересмотр подходов к обеспечению безопасности и ужесточение национальной правовой системы «в направлении военной суровости». Предложение прозвучало на фоне новостей о сбитом в Турции российском бомбардировщике. Эксперты считают, что своими заявлениями господин Зорькин даёт понять, что КС не будет против расширения полномочий правоохранительных органов.
По его словам, безопасность является одной из главных человеческих свобод, поэтому государство может «ограничить другие свободы» и должно «трансформировать правовую систему в направлении военной суровости», что в нынешних условиях исключает риск «под предлогом борьбы с терроризмом забыть о правах человека».
Однако давайте-ка немного подумаем, что всё это означает в переводе на обычный, далёкий от литературно-юридических изысков и терминов, русский язык. Ну, во-первых напрашивается вопрос: что означают слова председателя КС о «трансформировании правовой системы в направлении военной суровости»? И что такое сама «военная суровость»? Это какая-то юридическая новелла. Есть правовой термин «военное положение». Вот тогда, в условиях войны всё будет юридически оправдано: приостанавливается действие Конституции (хотя, сказать прямо, она и так действует ограниченно), можно хватать любого и предъявлять обвинения в терроризме, пособничестве терроризму, шпионаже. И скоренько выносить приговор — расстрел или выселение за 101 километр с конфискацией имущества и поражением гражданских прав (хотя, сказать прямо, они и так действуют ограниченно).
Но до введения военного положения, шалишь, все ограничения гражданских свобод антиконституционны! Впрочем, кто в верхушке российской власти действует с оглядкой на Конституцию, если уж сам председатель КС периодически призывает к фактическому попранию этой самой Конституции?!
Вот слова по этому поводу главы президентского Совета по правам человека Михаила Федотова: «Чтобы бороться с терроризмом, надо искоренять причины и условия, которые к нему приводят, а не требовать ограничения прав человека».
Складывается анекдотичная ситуация: люди, которые обязаны защищать законность, начинают аргументировать, почему её необходимо нарушать.
Но каждый смотрит на проблему со своей колокольни. Вот и министр внутренних дел Владимир Колокольцев в эксклюзивном интервью программе «Поздняков» на телеканале НТВ сделал заявление: » Есть время и закручивания (гаек, — ред.), и откручивания. Но в любом случае тогда, когда возникает необходимость для их закручивания, мы должны это сделать. Потому что ради общего блага можно где-то поступиться, ущемляя права и обязанности граждан, но гораздо меньшего количества, чем могут пострадать от тех или иных опасных ситуаций».
История знает немало примеров, когда небольшая группа людей была ограничена в правах (вплоть до права на жизнь) в интересах большинства. Хотя под большинством почему-то везде и во все времена подразумевались интересы правящей верхушки, олицетворяющей государство. Этакий эвфемизм.
Вот и сейчас происходит подмена понятий. Амбиции государства (читай – амбиции группы заинтересованных лиц) декларируются как интересы большинства населения. Кто спрашивал мнения этого населения, если призывы к проведению референдумов по насущным вопросам приравниваются к экстремизму?
И ещё в интервью телеканалу НТВ Министр посетовал на ограниченность в применении специальных средств: «В конкретной жизненной обстановке у сотрудника бывает очень мало времени для принятия решения. … И поэтому говорить о том, чтобы ещё больше повысить барьер для возможности применения имеющихся у них сил, специальных средств и оружия в тех или иных ситуациях мы просто не можем».
Однако нужно заметить, что в некоторых регионах специальные средства применяются вполне успешно. Более того, расширяется номенклатура этих самых спецсредств. Правда, дело при этом доходит до абсолютного абсурда. Вот, например, в Чеченской республике МВД поручило руководителям всех подразделений считать, сколько молитв пророку Мухаммеду читают сотрудники. Статистику следует сообщать в штаб МВД по Чеченской республике еженедельно. Поручение содержалось в телефонограмме за подписью главы чеченского МВД Руслана Алханова, в которой ясно и недвусмысленно указано, что инициатором введения новшества стал не кто иной, как глава республики Рамзан Кадыров.
При этом в телеграмме уточняется «норматив»: с 20 ноября по 25-27 декабря каждому сотруднику нужно прочитать салават (короткая молитва за пророка Мухаммеда) 300 тысяч раз. Помочь полицейским могут члены семьи — их молитвы тоже можно учитывать. Вот, например, в прошлом году в рамках подготовки ко дню рождения пророка Мухаммеда госслужащие Чечни за несколько дней прочитали около 1 миллиард 300 миллионов салаватов. Чем не психологическое спецсредство? Руководитель Чечни явно считает, что главным качеством полицейского должны стать религиозность и богобоязненность. Чем не замена профессионализму?
Хотя нам это кажется курьёзом, религиозные деятели активно участвуют в работе правоохранительных органов. Повышают, так сказать, квалификацию кадров.
Но, говоря совершенно серьёзно, хочется дать господину Колокольцеву пару советов со стороны. С точки зрения простого обывателя. Во-первых, закручивание гаек нужно проводить для внутреннего употребления. И главная цель закручивания – искоренение мздоимства, которым внутренние органы правоохранения пронизаны насквозь, снизу доверху. Во-вторых, самое главное спецсредство — профессионализм и неукоснительное выполнение своих обязанностей всеми работниками всё тех же внутренних органов. И тоже – снизу доверху. А, главное, не для победных рапортов, но для реальной борьбы с терроризмом и преступностью. Вот это и есть главное спецсредство. Тогда, возможно, и не нужны будут дубинки, слезоточивые газы и водомёты.
P.S. В МВД Чечни опровергли новости об учете количества прочитанных сотрудниками молитв пророку Мухаммеду. Пресс-служба ведомства назвала эту информацию провокацией, авторов которой будут устанавливать.
«Молитвы и выполнение других религиозных обязанностей являются личным делом каждого верующего, независимо от места работы и занимаемой должности. МВД по Чеченской Республике не собирает подобные сведения. Не занимаются этим и руководители органов и подразделений МВД по ЧР. Появившуюся в сети «телеграмму» ничем иным, кроме как провокацией, назвать нельзя», — сообщили в пресс-службе. На данный момент идет проверка, в результате которой должны быть установлены авторы фальшивки.
P.P.S. На всё остальное опровержений не поступало.
Источники: kommersant.ru, ntv.ru, inache.net, kommersant.ru, newsru.com, ng.ru. Картинка: gdb.voanews.com.