Эти зловредные сосули
Зима — волшебное время, когда лежащий за окном снег приводит в восторг и детей, и взрослых. Лыжи, коньки, снежки… Да чем только не развлекается народ в свободное время! Но эта белоснежная пора капризна и таит в себе опасность. Снегопад – оттепель – мороз. Снегопад – оттепель – мороз. И так – с ноября по март. Гололёд, снег с крыши и сосульки — главные враги любителей городских зимних забав. Кому понравится получить в лоб сосулечный ледяной поцелуй, память о котором надолго сохранится в виде набухающей шишки, и это – в лучшем случае? А в худшем – больница, и даже кладбище! А поскольку страна у нас северная, снег и мороз повсюду…
Хотел просмотреть статистику этой зимы по травматизму от падений с крыши всех этих «подарках» зимы. Не нашёл. Стоит набрать в поисковике «гололёд, видео», как всё станет на свои места, и вы увидите тысячи видео, которые не оставят вас равнодушными. На всём Северо-западном пространстве нашей страны проблема гололёда — это зимняя проблема №1. А статистики нет. Вернее, косвенная-то есть, но не у нас.
— Падения являются второй (!) по значимости причиной смерти в результате несчастных случаев и непреднамеренных травм в мире.
— По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно в мире происходит 424 000 случаев смерти в результате падений.
— Основной период, когда случаются падения — поздняя осень, зима и начало весны, когда свирепствует гололедица.
— Наибольшее количество смертельных падений происходит среди людей старше 65 лет.
— Ежегодно в мире происходит 37,3 миллиона падений с достаточно серьёзными последствиями. Среди травм лидируют повреждения обоих конечностей — переломы рук и ног.
— Понятно, что основная доля падений приходится на страны, где гололёд — закон природы для данной территории.
Но это всё – мировая статистика. Видимо, нашему государству это неинтересно. И летят печальные весточки из различных городов России. Там громадная сосулька упала на детскую коляску, сям пласт слежавшегося снега покалечил мужчину, а заодно помял несколько стоящих у дома автомобилей.
Однако нельзя не признать, что есть и некоторые положительные сдвиги. Ну, вот, например, в последнее время стало меньше печальных сообщений из Санкт-Петербурга. Москва гремит по-прежнему, особенно после укладки на тротуары этой злосчастной плитки. В Питере – потише. То ли начали активнее крыши чистить, то ли всё-таки снега маловато.
А вспомним-ка ужасную зиму 2009-2010 годов, в конце концов, не так уж много времени прошло. В Санкт-Петербурге появилась куча сосулек. Они, впрочем, всегда были бичом северной столицы, но именно та зима стала наиболее урожайной. Так вот, тогдашний (или тогдашняя?) губернатор Валентина Матвиенко, которая часто сначала говорила, а затем думала, заявила следующее. Надо, — сказала она, — объявить конкурс на поиск технического решения, позволяющего быстро и безболезненно ликвидировать сосульки. И добавила, что есть разработки на эту тему с использованием лазеров.
Тогда же, в эту ужасную зиму, Валентина Ивановна прославилась ещё и тем, что ввела в активный оборот загадочное слово «сосули», что стало предметом городского фольклора. Кстати, тираж журнала с приведённой обложкой загадочным образом до петербуржцев не дошел… Но это уже детали. Главное — в обиходе и горожан и чиновников, включая, естественно, губернатора, появилось слово «сосули». Типа, сосулька — это уменьшительно-ласкательное, а «более правильно» говорить «сосули». Досужие филологи, конечно же, разъяснили, что умники от языкознания не правы. Не может сосулька стать сосулей, также как кошка не бывает «кошей», а ложка — «ложей».
А мне вот что подумалось. Да, по форме филологи правы, но логику губернатора (-торши) они совсем не поняли. Как не поняли и того, что оговорка была сделана не случайно. Ну, посудите сами. Что такое сосулька? Это что-то совсем небольшое, тонкое, даже утончённое. Сам вид сосульки так и манит отломить её, сунуть в рот и хрупать ею до самозабвения. В общем, не городское бедствие, а недоразумение, немочь бледная.
Другое дело – сосуля. Это уже что-то весомое, грозное, практически – сталагмит, нависающий над судьбой и жизнью прохожих как Дамоклов меч. Так что напрасно над Валентиной Ивановной так рьяно стебались борзописцы всех мастей. Употребив в речи филологический нонсенс, она показала масштабность проблемы. Ведь городу угрожали не какие-то уменьшительно-ласкательные «сосульки», а настоящие ледяные монстры – «СОСУЛИ»!
Что же касается применения лазеров для срезания этих ледяных сталагмитов… Ну что ж, и этот метод, наверное, применим. Особенно если есть в наличии немалые энергетические мощности. Конечно, лазер с ядерной накачкой был бы эффективнее, но – город! Нельзя! Хотя… Если попутно задаться целью — как-то уменьшить народонаселение… Что-то меня не туда занесло.
А ведь можно ещё для борьбы с сосулями использовать магнетроны – генераторы токов сверхвысокой частоты (СВЧ). Вспомните обычную микроволновку. Берём магнетрон помощнее, устанавливаем на крыше, включаем и ждём пока всё растает. Или пока не испекутся жители дома… Опять не туда!
Вот и получается, как ни крути, что нет дешевле и надёжнее очистки крыш по старинной технологии — дедовскими методами. С помощью банального лома, архаичной лопаты и допотопного топора. Главное — делать это вовремя и профессионально. Да что там греха таить, даже ветхозаветный чугунный утюг в руках профессионала может стать надёжным орудием.
Но главное – вовремя чистить крыши. Очищенная крыша – гарантия отсутствия этих зловредных сосуль. Можно сколь угодно бороться с ними, и всё будет без толку. Есть один надёжный рецепт, составленный ещё Ильёй Ильфом, который звучит так: «Не надо бороться за чистоту, надо подметать!».
Источники: aroma-cleaning.ru, spb-gid.ru, electricalschool.info, youtube.com, infonarod.ru, dic.academic.ru. Картинки: nokstv.ru, spb-gid.ru, i.ytimg.com.