Сказка про белого бычка
Уважаемые читатели, в двух статьях, опубликованных в последние дни, мы показали вам, каким образом наши чиновники сокращают бюджетные расходы. Думается, ко двору придётся ещё одна статья, и, пока, пожалуй, будет достаточно. Иначе можно до конца жизни погрязнуть в теме нецелевых, точнее, бездумно-расточительных расходов бюджетных средств. Так что, пока ограничимся тремя статьями, но развитие событий в них нарастает, как выражаются музыканты, accelerando (с ускорением). А точнее – с увеличением сумм.
Итак, напомним, что в правительстве обсуждают возможность ещё большего сокращения бюджетных расходов. Ранее речь шла об экономии в 10% на этот год. Помимо более серьёзного урезания расходов, сейчас готовится ещё и антикризисный план. Ещё в конце прошлого года планировали обойтись без него, но резкое колебание курсов и низкие цены на энергоносители изменили ситуацию. По словам вице-премьера Ольги Голодец, план обнародуют на следующей неделе. Он может потянуть на 420 миллиардов рублей.
А первая же фраза выступления всё ещё премьера Медведева на Гайдаровском форуме – о падении нефтяной цены. А министр финансов Силуанов в интервью крупнейшему телеканалу поёт свою унылую песню о том же самом. А министра экономического развития Улюкаева, похоже, совсем переклинило, и он занимается исключительно прогнозами этой самой цены, забив на реальную экономику всё, что только можно. А вице-премьер по сельскому хозяйству Дворкович, выступая на днях в далёком Гонконге, включил ту же пластинку – о бочке. Хотя его компетенция – говорить о яйценоскости кур, надоях молока и урожайности сои.
Как видите, вся экономика упёрлась в нефть. Ну что ж. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Не зря множество экспертов в своё время предупреждали о пагубности сырьевой модели экономики. Но это дело прошлое. Выход из ситуации нужно искать здесь и сейчас. Вот и нашли – сокращать расходы, где только возможно. А, положа руку на сердце, не там, где возможно, а там, где не страшно. Расходы на оборону можно? Нет, страшно. На силовые структуры и спецслужбы можно? Нет, страшно. Вот здравоохранение, образование, культура, социалка, это – как раз то, что нужно.
По-хорошему, положа вторую руку на сердце, расходы можно сокращать и другим путём. Помните, как наш президент равноудалил олигархов? По крайней мере, декларировал, что равноудалил. Так вот, для резкого сокращения расходов, в первую очередь, нужно равноудалить от бюджетного корыта всех (!) друзей и родственников, родственников друзей и друзей родственников. Во вторую – назначить аудит естественных монополий. Пусть аудит покажет, как разворовываются госкомпании. Но нет, проще хором петь песнь печали, в упор не замечая ни нецелевого распила госбюджета, ни массового воровства, да и, чего греха таить, собственной некомпетентности, даже импотенции в государственных делах. Для решительных шагов нужно иметь волю и желание. Есть ли они у плюшевого премьер-министра и его шайки-лейки?
Однако давайте-ка вспомним, что любая палка имеет два конца. Так и бюджет. Кроме расходной, он имеет и доходную часть. Понятно, что валютная выручка, в основном, как раз от нефти и зависит. Но ведь есть и рублёвые доходы! Вот, взяли и сократили экспортную пошлину, введя увеличение налога на добычу полезных ископаемых. То есть, переложили налоговое бремя, в конечном итоге, на конечного потребителя. Результат — налицо. Бензин и дизельное топливо дешевеют во всём мире, кроме России. А это – доходы бюджета? Доходы, правда, не валютные.
И вообще, нефтегазовое хозяйство составляет 15% от ВВП. 15%! Правительство как-то подзабыло, что в стране есть ещё фабрики и заводы, малый и средний бизнес, огромные сельхозугодья и современные комплексы по выращиванию мяса скота и птицы. Наконец, есть у нас гигантский экспортно ориентированный ВПК. Чем не поле для деятельности? Работайте, ребята, с тем, что есть под рукой! Страшно!
По поручению премьер-министра Дмитрия Медведева была создана рабочая группа под руководством Н. Левичева, вице-спикера Госдумы. Минувшим летом группа утвердила методику определения полноты собираемости таможенных платежей, а затем были даны поручения провести пилотные расчёты с её применением. И рассчитали!
В итоге этих расчётов 21 октября 2015 г. на стол премьер-министру Д. Медведеву, председателю Следственного комитета А. Бастрыкину и главе Контрольного управления президента К. Чуйченко легли письма, от содержимого которых могут подняться дыбом волосы, и не только на голове. Российская таможня наносит бюджету ущерб такого масштаба, что рядом с ним выглядят детским лепетом и грандиозное воровство на сотни миллиардов рублей, процветавшее на крупнейших государственных стройках последних лет, и даже банковские махинации по выводу десятков миллиардов долларов за рубеж. На таможне государство обворовывают на сумму, сравнимую с доходами некоторых, не самых бедных стран мира. Потери достигают пятой части федеральной казны. Это 2,5 трлн. руб. в год, что больше суммарных государственных трат на медицину, образование и культуру. И эта сумма в рублях была посчитана по курсу 65 рублей за 1 вечнозелёный. От таможенных пошлин укрывается 20% товаров, как при ввозе, так и при вывозе.
В принципе эта группа, а впоследствии межведомственная комиссия, возглавляемая Левичевым, изобрела велосипед. По сути, это, пусть и непростое, но достаточно доступное сравнение зарубежной статистики вывоза товаров в Россию, с данными ФТС о ввозе в неё же. Вот тут-то всё и вскрылось. Не зря уже много лет изо всех сил тормозится вступление России в общемировую систему электронной таможни. Потому что эта мировая система статистики надёжна и безотказна, как автомат Калашникова. Все реальные данные, по всем сделкам, товарам и контрактам видны как на ладони.
Вы, наверное, хотите конкретных примеров? Ведь эти пресловутые утаённые 20% — величина усреднённая. Есть и рекордсмены, и аутсайдеры. Рекордсмен — мех, тут разница между реальным импортом и тем, что насчитала таможня, составила сумасшедшие 795%. То есть, в восемь раз. У меха та часть импорта, с которой государство не получило ни копейки, составила 2,2 млрд долларов. Среди продуктов питания самым аномальным оказался сахар. В 2013 г. отечественная таможня насчитала сахарный ввоз в Россию на 656,67 млн долларов. В то же время, по данным иностранных таможен, сахара нам отгрузили на 1,245 млрд долларов, то есть разница в цифрах достигла 90%. Очень сильно нагревают государство на импорте кожи и драгоценных металлов, тут от 30% до 50% разницы. На мебели, по которой занижение составило 21%, государство обманули на 990 млн долларов. А вот по текстилю цифры разъехались на внушительный 101%. Это всё – данные по импорту.
А как обстоят дела с экспортом? Больше всего членов межведомственной комиссии поразило расхождение по экспорту предметов искусства. Не падайте, оно составило 4469%. На таможне заявили экспорт на 4,66 млн долларов, реально картин и т.д. за границу вытащили на 213 миллионов. «Здесь что-то жуткое творится. Понятно, предметы искусства и старины всегда отличались контрабандоёмкостью. Но разница настолько велика, что непонятно, что с этим делать и как это объяснить. Разумному объяснению это не поддаётся», — отмечает эксперт Александр Чуев.
Далее – тоже экспорт. Если исключить такую особую тему, как нефтегаз (а по ним тоже есть вопросы), больше всего при экспорте мухлюют на рыбе. Если брать в деньгах, разница между реальным и официальным объёмами вывоза рыбы из России – 1,5 раза. Как выяснила межведомственная комиссия, наша таможня насчитала годовой экспорт рыбы на 2,8 млрд долларов, тогда как, по данным стран-покупателей, на деле её импортировали на 4,25 млрд долларов. Так же дополнительную прибыль куют и металлурги. Официально они показывают вывоз на 8 млрд долларов, на деле экспортируют на 10 миллиардов. Тут госбюджет надувают на четверть объёма.
Другой пример импорта, близкий сердцу российского чиновника – дорогие импортные часы. Если верить официальным отчётам, в РФ их вообще не должно быть в продаже. По данным российской таможни, за год границу РФ пересекает только 7 тысяч хронометров европейского производства. По факту же швейцарская часовая ассоциация с гордостью объявила, что Россия вошла в число пяти крупнейших импортёров. По её данным, экспорт швейцарских часов в нашу страну превысил 300 тыс. штук в год, в деньгах реальный объём зашкалил за 8 млрд рублей. Впечатляет? Более 293 тысяч престижных, можно сказать, статусных часов ввезено нелегально. Таможня дала добро?
И об этом тоже можно писать бесконечно. Само письмо, направленное Медведеву, Бастрыкину и Чуйченко, содержит более 100 страниц. Но письмо – просто бумага, каким бы языком ни было написано, какие бы факты ни содержало. Ценность таких писем – в реакции властей на них. Но вот уже 3 месяца, как это письмо попало на стол премьер-министра. Реакции – нуль. Решительные шаги ему не по силам и не по характеру. Он — плюшевый.
К сожалению, нет у президента желания заменить нынешний состав правительства убитых горем нытиков и импотентов на более живых и решительных. Есть такая у президента черта – не сдавать своих. Но временами она же работает против него. А жаль! Потому что все серьёзные экономисты уже в открытую смеются над дурно пахнущим нефтью «кабинетом» и Центробанком. Уже и шутки идут: в прошлом году ЦБ разрешил вывезти из страны 150 млрд долларов, а в этом только 60. Всё, что ещё осталось.
А министры экономического блока, во главе со своим начальником, вместо того, чтобы пригласить умных и здравомыслящих специалистов, закалённых куда более жёстким кризисом 1998 года, продолжают тянуть на минорный лад бесконечную сказку про белого бычка, увязшего в нефтяной луже. Бабушки и дедушки, вы всё ещё верите в правительство? Тогда они идут к вам, точнее — к вашим кошелькам, за вашими чёрствыми рублями!
Источники: ntv.ru, argumenti.ru, tks.ru, vestirossii.com, argumenti.ru, goldring.ru. Картинка: copypast.ru.