…но деньги — вперёд!
Холодный северный ветер (мистраль), в очередной раз принёс вести из Франции про раздувающийся скандал по поводу судьбы российско-французского контракта на строительство вертолётоносителей класса «Мистраль». Как стало известно со слов официального кремлёвского глашатая Д. Пескова, в позиции с вертолётоносцами наши условия незыблемы: «Деньги или товар!» Тот же ветер донёс до обычных граждан сумму, которую готова вернуть французская компания, составляющую порядка 785 миллионов евро взамен на разрешение продать уже построенное судно третей стороне.
Напомним, что не так давно (сразу же за празднованием Дня Победы – видать по пути), наши замечательные китайские союзники предложили выкупить «Мистрали». А ещё немного раньше французы объявляли о намерениях даже затопить судно, поскольку оно было построено с учётом стандартов российской армии, а разбирать его — себе дороже. Правда частично корабль уже является собственностью РФ, поэтому угрозы выглядят, мягко говоря, странно. Кроме того, сумма явно занижена, поскольку только по контракту она составляла более 1200 миллионов евро.
Интересно в этом плане заявление бывшего начальника штаба ВМФ РФ В. Кравченко, который объявил, что, дескать, если они не хотят нам продавать корабли, то, мол, и ладно, не очень-то и нужно. В этом случае появляется закономерный вопрос, зачем было вообще делать подобные заказы, раз уж не последний человек во флоте заявляет о не особой необходимости такого приобретения?
Вертолётоносцы класса «Мистраль» предназначены для выполнения четырёх разноплановых задач: непосредственно как вертолётоноситель (16 вертолётов), десантный корабль (до 40 танков или 70 автомашин плюс 450 десантников), плавучий госпиталь и командный пункт. Причём, специально для Российского ВМФ на судне был проведён монтаж дополнительного оборудования, поскольку вооружение, по сравнению со стандартным, было существенно увеличено. Исходя из характеристик, действительно, особой нужды в подобных судах во флоте нет, и не было. Единственным объяснением заказа таких кораблей, думается, было планирование крупномасштабных операций по десантированию с моря. Где же подобные акции можно проводить? Почему-то местом, которое приходит на ум в первую очередь, напрашивается Чёрное море, поскольку использование десантных кораблей такого класса в других, пограничных с Россией водах, вряд ли имеет смысл. Ну, разве что — побережье Аляски. А кроме этого — не к белым же медведям десантироваться?
Конечно, чтобы делать подобные выводы, надо обладать объективной и полной информацией, которой, естественно, в открытом доступе нет. Но контракт на изготовление был заключён ещё в 2010 году, когда российский флот, кроме российского Новороссийска (невольная тавтология), базировался на, тогда ещё украинский, Севастополь. То есть, задолго до того момента, когда многострадальный Крым вернулся на родину. Поэтому нам рядовым гражданам, в этой ситуации остаётся только удивлённо пытаться представить себе такую сумму денег, которую государство было готово потратить, на не совсем, видимо, нужные для страны игрушки.
Кстати, слова об альтруизме российских властей, якобы заказавших эти злополучные вертолётоносцы, исключительно, для облегчения экономической ситуации во Франции, тоже как-то неуместны. С какого это перепугу Россия будет за свой счёт спасать экономику Франции, страны весьма не бедной? Так что подобные заявления, выглядя при этом глуповато, призваны хоть немного сгладить в глазах населения страны ситуацию с этим, так некстати и не вовремя сделанным дорогостоящим заказом.
ria.ru, ria.ru, vesti.ru, ria.ru. Картинки: yaplakal.com, topwar.ru