День с ящиком
Я не думал, что это так противно – на протяжении дня смотреть невыразительное российское телевидение. Впрочем, в отдельных своих моментах, в выразительности ему не откажешь. Но выразительность эта груба, отталкивающа, враждебна. Отвратительна, одним словом.
Издевательские, лающие интонации дикторов, читающих тщательно отфильтрованные цензурой новости о том, как всё плохо не у нас и о том, как всё хорошо у нас – этакие десяти-, пятнадцати- и двадцатиминутки ненависти к выдуманному, мнимому врагу способны, надо отдать им должное, настроить на самый агрессивный лад россиянина со слабой психикой. А таких, как выясняется, у нас в избытке – более 80 % населения, если верить результатам опросов общественного мнения.
В перерывах между новостями – тошнотворные бессюжетные сериалы ни о чём, но тянущие свою жвачку десятками пустых серий, да громогласные ток-шоу с однобокой подачей псевдопатриотических тем, тщательным обмусоливанием семейных проблем с приглашёнными покрасоваться в телевизоре абсолютно бесстыжими дядьками и тётками. И снова новости – поток слащавых обещаний завтрашнего экономического возрождения нашей несчастной страны, роста пенсий и прочих благ, сулимых народонаселению.
Под российским телевидением я разумею не только телеканал «Россия-1» и его нахрапистые «Вести». В хороводе ежечасных угнетающих новостей кружатся и «Первый», и НТВ, и все остальные федеральные телевизионные фабрики по производству лжи. Столкнувшись некоторое время назад с выпуском новостей на «Звезде», я буквально вздрогнул, когда без традиционного и вежливого «Здравствуйте» молодой человек, ворвавшийся в кадр после начальной шапки, заорал: «Тьма сгущается на западных наших границах!». Не добавить, как говорится, не убавить.
Вероятно, это общие принципы телевидения как средства массовой пропаганды и агитации, которые уже никто и никогда не в силах будет изменить, но та, как говорили в советское время про капиталистические средства массовой информации, оголтелая истерия, с какой нынешнее российское телевидение ведёт пропаганду войны, насилия, человеконенавистничества, выходит, по-моему, за всякие рамки.
Совсем скоро стукнет семь десятков лет первому опыту освещения телевидением президентской избирательной кампании в США. «Кандидаты поняли, какую огромную роль в привлечении избирателей несёт это средство массовой информации. С помощью телевидения можно завоевать доверие, не вдаваясь в объяснение своей платформы, понравиться публике, не предлагая решения сложных проблем, стоящих перед страной, штатом или городом». Это строчки из небольшой, но замечательной книжицы, вышедшей в издательстве политической литературы в Москве в 1986-ом году. Называлась она «Индустрия образов». Её автор – тогда — кандидат исторических наук Николай Петрович Попов. Ныне Николай Петрович – уже доктор исторических наук, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, член научно-экспертного совета ВЦИОМ.
Позволю себе две цитаты, «всего лишь две, – как говорил клетчатый председатель Ник Николс, – а дальше – делайте со мной, что хотите».
1. «Критика, появляющаяся в прессе, призвана отвести недовольство широких масс от социально-экономической системы, от большого бизнеса, направить его на «функционеров», «бюрократов», или, иными словами, на «стрелочника», а не на «капитана».
2. «В большинстве случаев пресса скорее помогает президенту уйти от обсуждения острых проблем. Журналисты, зависимые от Белого Дома как источника информации, отнюдь не стремятся усложнять свои взаимоотношения с президентом и его помощниками. Как правило, никто не уточняет расплывчатые ответы, искажения фактов, не подвергает сомнению безответственные заявления».
А теперь позвольте предложить вам фокус – давайте заменим слово «США» на слово «Россия», словосочетание «Белый Дом» – на «Кремль», звонкие названия американских телевизионных станций «Нэшнл броадкастинг компании», «Коламбия броадкастинг систем», «Америкэн броадкастинг компани» – на «Россия-1», «НТВ», «Первый» – и все 140 страниц книжки «Индустрия образов» самым решительным образом окажутся о России, о её всецело подконтрольных власти средствах массовой информации, отводящих отупляющими сериалами недовольство широких масс от социально-экономической системы, направляющих его на «функционеров», «бюрократов», или, иными словами, на «стрелочника», а не на «капитана». Спустя почти три десятка лет, книгу «Индустрия образов» можно смело переиздавать, она не потеряла своей актуальности в современной России.
Российское телевидение старательно лепит образ заботливого лидера, денно и нощно пекущегося о благе народа. И гигантская армия с постоянными проверками пресловутой боеготовности, и не укладывающиеся в голове цифры брошенных на удовлетворение пустых амбиций российских рублей – это всё ради нас. Так, по крайней мере, нас «учит» российское телевидение. (Написал я, по ошибке, «заболтливого» лидера – пришлось исправить. Но ведь лидер-то – действительно заболтливый).
И в книжке про это написано: «Широко распространено в информационной работе Белого Дома «управление новостями». Его основная задача – благоприятное освещение деятельности администрации. Оно включает «дозированное», избирательное общение с корреспондентами самого президента, его помощников и членов кабинета. Можно распространять выгодную информацию и придерживать невыгодную, распространять неверные, лживые сведения. Репортёр, известный своими критическими выступлениями, может не получить доступ на брифинг для ограниченного состава журналистов».
Россия – 2015… Лет двести, а то и больше назад, святой Косма Этолийский предрёк: «Придёт время, когда в жилища проникнут бесы под видом небольших коробок, а их рога будут торчать на крышах».
Пришли…
К вечеру голова моя гудела, набитая бравыми отчётами о наших успехах и неуспехах противника. Ночная тишина взрывалась аккордами государственного гимна.
Только почему-то в минорной тональности.
Источник: день перед телевизором, переключая каналы.
Картинка: city-n.ru