Сказка о потерянных словах

Kljatva_StalinaС самого начала хочу извиниться перед читателями за многословие. Поверьте, это не словоблудие, а желание дать возможность вникнуть в существо рассматриваемого вопроса. Естественно, свою долю кажущихся излишеств добавляют и используемые цитаты без купюр. Но они тоже нужны, иначе часть смысла выпадет. Итак, приступим.

22 октября 1918 года на объединённом заседании ВЦИК в своей речи В.И. Ленин произнёс крылатую (впоследствии) фразу: «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться». Эту сентенцию нам в течение 73 лет преподносили как истину, ниспосланную свыше. Ну, что ж, фраза действительно веская, целенаправленная и своевременная. Причём своевременная всегда. Сама-то по себе мысль банальна и проста, как тележный скрип. Трюизм, в общем.

Вдумайтесь сами. Если вместо слова «революция» подставить его антоним «контрреволюция», она не потеряет своего значения. И так же можно подставлять любые слова, веско звучащие в любой, конкретно очерченный промежуток времени: коллективизация, индустриализация, культурная революция. Это – до войны. Впоследствии, после войны (а её трогать мы не будем, тут и так всё ясно): восстановление, строительство социализма. Позже – «догоним и перегоним», «кузькина мать» и, естественно – освоение космоса. Ещё позже – развитой социализм, «дорогой Леонид Ильич», дисциплина, перестройка, плюрализм, «углубить и расширить», «процесс пошёл». Потом — независимость, демократия, реформы, приватизация, рынок. Далее — стабильность, модернизация, диверсификация, снова реформы, кризис, Крымнаш.

Возьмите любое из вышеперечисленных слов и подставьте во «Всякая … лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться». Не правда ли, универсальное у Ленина получилось изречение? Значит, слово «революция» в ней не ключевое. А ключевое слово – «защищаться».

Кто стоит на защите не только страны, но и каждого из понятий, перечисленных во втором абзаце (при желании можете подставить что-нибудь своё)? Конечно же, армия. То есть, не только сухопутные силы, но и ВМФ, ВВС, ПВО, ПВ, ВВ и т.д. Возможно, вы не поверите, но в 60-е – 80-е годы свои военно-строительные отряды были даже у Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР. Правда-правда. Однако речь не о них, хотя и их можно включить в обобщающее понятие «армия». Этим обобщением для простоты и будем пользоваться.

Что характеризует армию в первую очередь? Да ещё и при таком многообразии видов вооружений и боевых (а где-то и небоевых) задач? Единообразие. А чем служилый военный отличается от любого гражданского человека? Формой? Наличием оружия? Дисциплиной? Да, этим всем тоже, но в первую очередь – Военной присягой. Нет ни одного человека, служащего в вооружённых силах, не принявшего присягу. Как гласит наша вездесущая и всезнающая Википедия, Военная присяга — церемониальная торжественная клятва, даваемая каждым гражданином при поступлении (призыве) на военную службу в вооружённые силы государства.

А давайте-ка рассмотрим варианты присяги трёх периодов нашей истории. Поскольку главный принцип любой армии – единообразие, то и присяга едина для всех родов войск. И ещё раз, прошу прощения за многословие цитат. Но что поделать, из песни слов не выкинешь.

  1. 1939 – 1947 годы. Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА):

«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников.

Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.

Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся».

  1. 1947 – 1992 годы. Советская армия:

«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооружённых Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным Воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.

Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству.

Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооружённых Сил, я клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся».

Правда, в 1975 году » всеобщая ненависть и презрение трудящихся» была заменена на «всеобщая ненависть и презрение советского народа». Но особой роли это не играет.

  1. Современная армия Российской Федерации:

«Я, … торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Образец лапидарности, не правда ли? Этот текст присяги действует с 1998 года. До 1998-го текст был иным, более длинным и в чём-то напоминающим тексты присяги РККА и СА. Содержались там всякие излишние аспекты воинской службы. Такие как сохранение воинской тайны, сохранность военного и народного имущества, добросовестность изучения военного дела.

Всякие моральные качества, вроде «быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным», » до последнего дыхания быть преданным своему Народу» или  «…с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни» в современной присяге оказались тоже ненужными. Просто лишними. А уж «всеобщая ненависть и презрение трудящихся» не нужны ни в коем случае, ибо могут камнем лечь на душу современного воина. Зато, кроме соблюдения Конституции, отдельно упомянута защита конституционного строя. Надеюсь, вы понимаете, о чём, точнее, о ком идёт речь?

И вот хочется спросить авторов текста этой присяги, — Вы считаете современных воинов дебилами, неспособными запомнить и произнести текст? Да что там запомнить, просто прочесть, ведь присяга зачитывается с заранее подготовленного листа. И почему такой упор сделан не на личные качества воина, а именно на конституционный строй? Все прекрасно понимают, под кого была «заточена» наша последняя Конституция. А уж как у нас к этой Конституции относятся «эй вы, там, наверху»… Эх!

Значит, все личные сомнения и внутренние убеждения – побоку, исполняй, Ванёк, принятую тобой усечённую присягу, защищай тот строй, который прописан свыше. Не нужны тебе ни честь, ни достоинство, ни умение, ни мужество. Да и ненависти и презрения ничьего бояться уже не нужно. Всё это с успехом заменит конституционный строй.

Источники: ru.wikipedia.orgdictionary.sensagent.com. Картинка: upload.wikimedia.org