«Суверенная» кубышка
Правительство утвердило прогноз социально-экономического развития на 2017–2019 гг. Он составлен в трёх вариантах. Все три предполагают сохранение санкций в отношении России, ускорение темпов роста мировой экономики, от которых темпы российской будут хронически отставать.
Минэкономразвития улучшило прогноз по инфляции – она замедлится с 6,5% в 2016 г. до 4% в 2019 г. против замедления с 7 до 5% в прежней версии прогноза. Это позволит бюджету снизить масштаб индексации социальных выплат – ранее премьер обещал, что правительство постарается индексировать пенсии, как прежде, по уровню инфляции (в 2016 г. размер индексации втрое ниже инфляции). И второй индексации, как было обещано ещё в конце 2015 года, судя по всему, не будет.
Не очень хочется снова и снова обсасывать тему пенсионных индексаций, но постепенно открываются всё новые и новые факты деятельности правительства. В нынешней экономической ситуации министра финансов можно только пожалеть из-за его усилий заштопать расползающийся бюджет. Можно пожалеть. Можно было бы, если бы не…
Однако начну издалека. В мире существует множество суверенных фондов благосостояния, есть и специальный термин — SWF (Sovereign Wealth Funds) — инвестфонды, созданные государством за счёт профицита платёжного баланса, операций государств с иностранной валютой, приватизации, перечислений из бюджетов и/или доходов от экспорта ресурсов. За примерами далеко ходить не нужно. Норвегия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар. Вот, пожалуй, государства, в которых существуют самые эффективные фонды народного благосостояния. Но список этот можно продолжить. Вот в США, например, такие фонды существуют даже в масштабах отдельных штатов. Взять, хотя бы, ФНБ Аляски или Техаса.
Существуют такие фонды и в России. Сначала в 2004 году был создан Стабилизационный фонд, который в 2008 году был реорганизован. Его наследниками стали Резервный фонд и Фонд народного благосостояния (ФНБ). Резервный фонд создавался для покрытия дефицита бюджета в случае падения мировых цен на нефть и газ. ФНБ – для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда (ПФ РФ). Повторю ещё раз, для лучшего восприятия и запоминания: ФНБ существует для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда. В том числе, для проведения индексации пенсий и пособий в размерах, предусмотренных действующим законодательством. Вот об этом фонде и поговорим.
А вот теперь, давайте-ка сделаем небольшой экскурс в работу нашего родного ФНБ. Ну, а для наглядности сравним его с другими SWF. Конкретный фонд конкретной страны можно и не называть, поскольку все SWF имеют общие черты: свою администрацию, инвестиционную декларацию, реальные коммерческие инвестиции, сотрудничество с другими фондами по инвестициям и т.д. И ещё – строжайший аудит. В общем, фонды «заточены» на сохранение средств, аккумулированных на их счетах, и зарабатывание новых.
Наш ФНБ фонда не являются юридическим лицом, у него нет своей администрации, сайта. Нет никакого аудита, кроме контроля Счётной палаты, нет бухгалтерии и публичной отчётности, кроме статистики движения бюджетных средств. Беззубость Счётной палаты общеизвестна. Время от времени раздаётся плач Ярославны, простите, председателя Счётной палаты г-жи Голиковой. Он возвещает о том, что бюджетные средства расходуются самым нецелевым образом. То там, то сям. Но уж никак не правительством. Так о каком реальном аудите может идти речь?
Решения о выделении денег из ФНБ на инвестпроекты (депозиты, привилегированные акции, облигации) принимаются правительством РФ без каких-либо конкурсов и аукционов. И, кстати, без расчёта доходов и рисков. Правительство считает не возможную доходность вложений, а некую «целесообразность» их для народного хозяйства. Помните «революционную целесообразность»? Вот, примерно так же. Что-то в духе резолюции: «Наркомфин тов. Цурюпе Немедленно выдать 10 млн золотых рублей на победу мировой революции! Пред. Совнаркома Ульянов (Ленин)». Хотите примеров? Их есть у меня!
Впервые ФНБ был «распечатан» осенью 2008 года во время мирового и российского финансового кризиса. Тогда часть ФНБ была передана государственному Внешэкономбанку для инвестирования в российский фондовый рынок и кредитования крупнейших предприятий, попавших в сложное финансовое положение. Скажем сразу, что этими «крупнейшими предприятиями, попавшими в сложное финансовое положение» были, в основном банки, радостно прокрутившие эти деньги через валютные операции. И ещё немалую толику этой помощи получили крупные частные и получастные компании, не пожелавшие тратить на собственное спасение собственные же прибыли.
В следующий раз «распечатали» ФНБ по политическим мотивам. Деньги ФНБ ушли на кредитование Виктора Януковича, а потом новое правительство Украины не захотело их отдавать (те самые зависшие еврооблигации на 3 миллиардов долларов).
К финансированию на огромные суммы и по низким процентам принимаются проекты друзей и родственников президента РФ – Геннадия Тимченко (ЯмалСПГ) и Кирилла Шамалова, супруга дочери президента (ЗапСибНефтехим, входящий в СИБУР-холдинг).
Периодически раздаётся очередной плач Ярославны. Вот отдельные всхлипы этого плача.
Проект «ЯмалСПГ». Фактические затраты на содержание собственных служб заказчика-застройщика проекта составляют 10% от капиталовложений вместо 2% установленных бизнес-планом. Деньги на этот проект взяты из ФНБ.
ЦКАД. Средства направлены госкомпании «Автодор» в размере 21,7 миллиардов рублей. Деньги поступили на расчётный счёт компании в Газпромбанке и лежат там неиспользованные на 100%. В период с 30 апреля по 25 июня 2015 «Автодор» получил проценты с этих средств в размере 262 миллионов рублей. Спрашивается: зачем были перечислены компании средства ФНБ, если она не готова их использовать? Чтобы она получала с них процентный доход?
Модернизация БАМа и Транссиба. Привилегированные акции РЖД куплены за счёт средств ФНБ на 50 миллиардов рублей. Эти средства по состоянию на 1 сентября освоены на 2,1%. Остальные 97,9% также лежат на депозите в банках, принося доход кому угодно, но только не ФНБ.
И что же? Да ничего. Собака лает, а караван идёт! Доходы от всех этих инвестиций, если они и есть (в том числе и проценты по украинским евробондам) зачислялись и продолжают зачисляться в доходы бюджета, не попадая на счета ФНБ. То есть, пенсионеров этих доходов лишили.
И вот – новая «инвестиция». Очередные 150 миллиардов на очередное спасение очередного банка. Средства ФНБ направляются, как дипломатично выразился Медведев, на «докапитализацию Внешэкономбанка на 150 миллиардов рублей». И, конечно же, для «…обеспечения стабильного социально-экономического развития нашей страны в текущем году». Естественно, не будет же премьер-министр на весь свет кричать, что деньги ФНБ просто растрынькали.
Остаётся только посочувствовать российским пенсионерам, в интересах которых и существует Фонд национального благосостояния. Во всяком случае, декларируется, что существует для этого. Потенциальные пенсии тратятся, явно исходя из каких-то не совсем понятных целей и очень странными способами, принося пользу не российской экономике или пенсионерам, а некоторым вполне конкретным банкам и бизнес-проектам.
В бюджете 2016 года не нашлось денег для нормальной, в меру инфляции индексации пенсий в стране. И почему-то никому не пришло в голову использовать свободно, без дела лежащие на счетах ЦБ и предназначенные как раз для этого средства ФНБ. Чтобы решить проблему, хватило бы 10% этих средств…
Впрочем, можно держать пари, что мысль-то в голову приходила. Но деньги эти нужны для другого – для частных инвестпроектов, индивидуально подбираемых правительством (и Кремлем).
Источники: vedomosti.ru, profile.ru, oilru.com. Картинки: polit.ru, profile.ru.