Трудности перевода с белорусского
Довольно долгие годы при подготовке и проведении каких-либо реформ политики и экономисты России оглядывались на Запад, старались выстраивать всё по западным образцам. Ну, как же, ведь большое видится на расстоянии. Однако начиная с 2010-х годов пришло понимание, что у нашей страны свой, особый путь. Понимание особости пути обострилось, начиная с событий на Украине, когда наши пути с Западом разошлись. Брать за образец европейские и американские стандарты политики и экономики стало весьма непатриотичным. Естественно, кроме одного – цен. Вот тут экономисты, не сговариваясь, ставят в пример европейские цены на различные товары, забывая при этом другую сторону экономики – заработную плату потребителей этих товаров.
Пришло время внимательно оглядеться по сторонам и присмотреть новые ориентиры, новые образцы для подражания. Ба, да вот же они, совсем рядом, рукой подать. Это — наши собратья по несостоявшемуся союзному государству. Кто бы мог подумать?!
Отношение к Беларуси, а скажем прямо – к её президенту всегда было нервно-ироничным. Чего только не писали о Лукашенко, мол, и самодур он, и предатель интересов России, и перекати-поле в политическом смысле, и с Украиной дружит, и с Европой ссориться не хочет. Надо честно признаться, что ваш покорный слуга тоже однажды приложил свои шаловливые ручонки, обличая двурушничество Лукашенко. А Васька, простите, Александр Григорьевич всё слушает, да ест. И даже призывает белорусские СМИ не огрызаться на гневную риторику Кремля.
Вот так, потихоньку, полегоньку, лавируя меж Сциллой и Харибдой, Батька и привёл свою страну к тому рубежу, на котором начинается зависть российских чиновников. Причём зависть эта не одного какого-то направления, а разноплановая. Хочется белорусский опыт перенести на российскую землю. Кое-что уже перенесли, кое-что только планируется. Но возникли трудности перевода с белорусского на русский. И трудности эти — явно не со стороны оригинала.
Приглянулся российским властям опыт соседнего государства по взиманию платы за пользование автодорогами. Белоруссия — транспортный коридор между странами Евросоюза и Россией. Трафик транзитных грузоперевозок по автомобильным дорогам республики огромный. Оплачивай транзит, и езжай. Не хочешь платить – вези по окружной дороге, вокруг Беларуси. Оператор системы сбора платежей — государственная компания BelTol, а получаемые ею средства идут прямиком в бюджет республики.
Наши чиновники перевели белорусский оригинал как-то коряво. В итоге «Платон» выдаивает оплату не с транзитёров, а со своих перевозчиков. Да и главный выгодополучатель — отнюдь не бюджет России.
Или вот дороги. Завидуют российские автомобилисты белорусским дорогам. Причём при одинаковых технологиях дорожного строительства разница в качестве значительная. Тянутся и тянутся депутаты и чиновники российских областей за передовым опытом в соседнюю республику. Ребята, да нет тут никакого секрета! Экономить материалы не нужно! Нужно делать всё так, как это положено по технологии. Ведь это секрет Полишинеля, что откаты при строительстве дорог составляет 20%, а при «ямочном» ремонте доходит до 60%! А ведь и самим строителям нужно что-то украсть. Вот и выходит 1 километр российской дороги в 4 раза дороже той же европейской. Ах, да, на Европу кивать теперь нельзя.
Тогда обратимся к сельскому хозяйству. В сельском хозяйстве Белоруссии занято около 10% населения республики. Базируется отрасль на агрохолдингах, принадлежащих государству, которые были организованы на басе «совковых» колхозов и совхозов. Дотации из бюджета республики находятся на уровне 5% ВВП и состоят большей частью из налоговых льгот и субсидий. То есть, государство субсидирует государственные предприятия, деньги на сторону, в карманы алчного частника не уходят. Основу животноводства и растениеводства составляют местные высокопроизводительные породы и сорта с минимальной зависимостью от импорта. В результате Белоруссия экспортирует сельхозпродукцию на сотни миллионов долларов в год, а объёмы потребления мяса и молока на душу населения — одни из высочайших в мире, и в полтора раза выше российских показателей.
В России — несколько иная модель хозяйствования. Государство делает ставку на частные агрохолдинги, на которые и приходится основная доля государственных субсидий. Ведущие агропроизводители пользуются особым вниманием высших государственных чиновников. Например, к известному агрохолдингу «Мираторг» весьма неравнодушен премьер Медведев, а самый крупный производитель молока в стране — агрокомплекс им. Н.И. Ткачёва, связанный с семьёй нынешнего главы Минсельхоза Александра Ткачёва
Агрохолдинги закупают импортный семенной и племенной материал, корма, удобрения, сельхозтехнику. Удешевлению продукции этот импорт никак не способствует. Но и выхода у них нет: российская сельхозакадемия со всеми своими подразделениями «оптимизирована». Качественных отечественных пород и сортов почти не осталось. Итогом этого «хозяйствования» стало то, что в России потребление мяса в 2012 – 2014 году было ниже рекомендованной врачами нормы, и этот показатель продолжает снижаться.
Но российские чиновники и депутаты уверены, что все отличие между достижениями белорусского и российского сельского хозяйства кроется именно в технологиях. Едут и едут, опыт перенимать.
Вот с чем в Беларуси не очень хорошо, так это с рыбой и морепродуктами. Потребление этих продуктов на душу населения примерно в полтора раза ниже рекомендованной врачами нормы. Ну, нет у братской республики моря! В России примерно то же самое — около 15 кг рыбы и морепродуктов в год на человека. Омывают Россию 12 морей + Каспийское.
Появилась идея выборы проводить так, как в Белоруссии. Глава ЦИК (теперь уже бывший) Владимир Чуров и лидер КПРФ Геннадий Зюганов после грандиозного успеха Александра Лукашенко на президентских выборах 2015 года, призвали проводить российские выборы так же, как в соседней стране. В смысле, звать больше наблюдателей, на всех этапах. А вы что подумали?
А вот ещё. Стало известно, что в министерстве труда РФ обсуждают налог на тунеядство — такой уже есть в соседнем государстве. Но с переводом опять как-то не ладится. Не переводится гладко то, что безработица в Белоруссии не превышает 1%, а в России этот показатель в 6 раз больше. Это по данным Росстата. А фактическая безработица составляет 10–12%. Не говоря уже о том, что белорусскому законодательству подобный акт не противоречит. Российскому же как раз и противоречит. Опять чиновники-переводчики не учли некоторых нюансов.
И ведь, что обидно, ведь всё лучшее перевести стараются! В их понимании. Вот, планируют пенсионный возраст гражданам России поднять, как и в соседней стране. Российский Минфин по примеру белорусов предлагает взимать сборы со всех операций с валютой.
Вот желания создать собственное машиностроение по примеру наших соседей почему-то не просматривается. Наверное, проблемы со специальными техническими терминами.
Или такую модель сельского хозяйства построить, которая обеспечивала бы интересы и потребности большинства граждан России, а не владельцев отдельных коммерческих структур и связанных с ними чиновников. На такой перевод с белорусского на русский не хватает ни образования, ни ума, ни желания. Есть желание съездить за государственный счёт, поесть-попить за счёт гостеприимных хозяев. А позже – распилить очередную сумму, изъятую из бюджета на внедрение белорусских технологий.
Источники: meduza.io, kapital-rus.ru, esquire.ru, skolkoru.ru, ria.ru, economicsandwe.com. Картинка: trinixy.ru.